OB

Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.
Задачами анализа являются:
1. оценка состояния товарных запасов за текущий год и выявление в какой мере они обеспечивают выполнение плана товарооборота
Для этого рассчитываются следующие показатели:
1.1. Сумма ТЗ
1.2. Запасы в днях

1.3. Товарооборачиваемость

по каждой товарной группе и по кварталам
1.4. Процент выполнения по товарным запасам - по товарным группам и по кварталам
1.5. Отклонения:
+/- дельта суммы ТЗ = сумма ТЗф – сумма ТЗпл.
+/- дельта Здн. = Здн.ф. – Здн.пл.
+/- дельта В = Вф – Впл.
2. выявление факторов, оказавших влияние на состояние товарных запасов и количественное измерение этого влияния.
На состояние товарных запасов оказывают влияние слагаемые товарооборота (объем, структура, поступление). Их влияние рассчитывается методом цепных подстановок:
2.1. изменение объема товарооборота ведет к изменению суммы товарных запасов:
а) сумма ТЗпл.(при фактическом товарообороте) – сумма ТЗ пл.= +/- дельта сумма ТЗ (за счет изменения объема товарооборота)
б) сумма ТЗф. – сумма ТЗ пл.(при фактическом товарообороте) = +/- дельта сумма ТЗ (за счет изменения других факторов)
2.2. Изменение структуры товарооборота также ведет к изменению суммы товарных запасов и товарооборачиваемости
Для расчета влияния изменения структуры используется метод процентных чисел:


13,12-11,99=1,13
За счет увеличения доли непродовольственных товаров с более длительным периодом обращения товаров, чем продовольственные товары, показатель товарооборачиваемости замедлился на 1,13 дня.
3. оценка динамики товарных запасов и их структуры (примечание: на практике рассчитывается редко, т.к. товарные запасы являются производными от планового товарооборота). Чаше всего изучается в динамике структура товарных запасов с целью выявления товаров, которые имеют тенденцию к оседанию.
4. разработка предложений по улучшению формирования товарных запасов – вытекают из факторного анализа – это ритмичное поступление товаров, завоз товаров соответствующих спросу, реклама и т.д.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!