OB

Анкеты и опросные листы

Анкета или опросный лист – инструмент для сбора данных с целью подтверждения определенной информации. Анкетирование используется для обеспечения многофакторности (возможности метода сбора данных из многих видов первичных данных), скорости получения результатов и эффективного использования средств.
Если принято решение о проведении анкетирования, то необходимо решить вопрос о том, какой вид анкеты наилучшим образом помогает решить текущую задачу. Необходимо определить:
1. характер структуры анкеты – уровень стандартизации, предполагаемый инструментом для сбора данных; например, высокостандартизированная анкета – это такая, в которой задаваемые вопросы и ответы, допускаемые темой опроса полностью предопределены, тогда как нестандартизированная анкета – это та, в которой задаваемые вопросы четко не определены и респонденты вольны отвечать своими словами в произвольной, подходящей для ответа форме.
2. степень открытости анкеты – объем информации о цели исследования, сообщаемый респонденту; например открытая анкета – это та, из которой цели исследования очевидны, соответственно, если нет – то закорытая.
Стандартизированная открытая анкета. Часто используется такой тип анкет, в которых вопросы при сборе данных задаются в совершенно одинаковой формулировке и в одинаковом порядке для всех респондентов. Преимущество такого типа анкет в том, что они являются простыми при заполнении и удобными при составлении и заполнении сводной таблицы и при анализе результатов. Приемлемы для извлечения реальной информации (возраст, образование, домашняя собственность) и для получения мнений, в отношении которых люди имеют ясную точку зрения. Они не очень пригодны для сбора первичной информации в отношении мотивации, но определенно могут быть использованы для сбора данных по предпочтениям, намерениям, заботам демографическим (социально-экономическим) характеристикам.
Нестандартизированная открытая анкета. Часто используется тогда, когда цель исследования ясна, но ответ на вопрос остается открытым. Вопрос с открытым ответом ведет к неформальному, глубокому интервью. Свобода предоставляемая интервьюеру в проведении такого рода интервью, способствует проявлению основных достоинств и недостатков этого метода. Необходим опытный, высококвалифицированный специалист.
Глубокие интервью порождают проблемы, связанные с анализом информации. Обычно требуется один или несколько психологов для интерпретации ответов. Субъективность психологов поднимает вопросы о надежности и обоснованности получаемых результатов. Более подходят для поисковых исследований.
Нестандартизированная закрытая анкета. Такой тип анкет составляет основу для исследования мотивации. Исследователи пытаются преодолеть нежелание субъекта опроса обсуждать свои чувства при помощи специальных методик, которые почти исключают зависимость ответов от сознания опрашиваемого и его стремлении не раскрыть себя. Обычно используются проекционные методы. Поэтому многие трудности, с которыми исследователь сталкивается при использовании проекционных методов, встречаются и при использовании нестандартизированных закрытых анкет.
Стандартизированный закрытые анкеты. Стандартизированные закрытые анкеты представляют собой вариант, объединяющий преимущества скрытых подсознательных мотивов и предпочтений с преимуществами формализованного подхода в вопросах расшифровки и оформления полученных ответов. Используется метод, основанный на теории, утверждающей, что индивидуальные знания, восприятие и память о каком то предмете впоследствии обуславливает отношение к нему со стороны человека.
Психологи такой процесс называют выборочным восприятием. Человек выборочно избирает, запоминает идеи, аргументы, события, которые совпадают с их ранее сформировавшимися убеждениями. Эффективны в ходе избирательных или политических компаний.
В целом практика свидетельствует о том, что при помощи стандартизированного скрытого подхода можно получать результаты, сравнимые с результатами, полученными при использовании нестандартизированных скрытых методик.
Принципы и последовательность составления анкет:
1. Определить какая информация нужна.
Составьте список вопросов для себя о проблеме, используйте макеты таблиц.
2. Определить вид анкеты и метод проведения опроса.
Базис для определения типа анкеты – вид данных. Определение уровней стандартизации и открытости, факторы затрат для определения метода опроса.
3. Определить содержание конкретных вопросов.
Для каждого вопроса спросите себя: Почему я хочу это узнать? Неприемлемый ответ: это будет интересно узнать. Каждый вопрос должен быть конкретен и относится только к одному важному моменту. Применимы ли вопросы ко всем респондентам.
4. Определить форму ответа на каждый вопрос. Какой тип вопроса – с произвольным ответом, дихотомическим, многовариантным – даст данные, которые соответствуют исследованиям. Используйте по возможности стандартизированные вопросы. Используйте вопросы с произвольным ответом, которые требуют коротких ответов, в начале анкеты. Оставить достаточно места для ответов.
5. Определить формулировку каждого вопроса
Используйте простые слова. Избегайте:
• сомнительных слов и вопросов;
• наводящих вопросов, будучи сформулированным, он указывает как респондент должен отвечать;
• скрытых альтернатив; альтернативный ответ тот, который не содержится в составных частях вопроса – «Хотели бы вы работать, если бы это было возможно?» – вопрос со скрытой альтернативой, «Вы предпочитаете работать или делать только домашнюю работу?» – вопрос с открытой альтернативой;
• скрытых убеждений; проблема, которая возникает, когда вопрос не сформулирован так, чтобы были четко определены его последствия, и таким образом он порождает различные ответы от разных людей, которые допускают различные последствия;
• избегайте обобщений и оценок;
• двухканальных вопросов, т.е. вопросов, которые требуют ответа по двум направлениям, и поэтому создает затруднения для респондентов.
6. Определить последовательность вопросов
Сначала простые и интересный вопросы, Туннельный подход, классификационная информация задается в конце, сложные или деликатные вопросы – туда же, схема разветвленных вопросов. Хронологический порядок в вопросах о прошлом.
7. Определить физические характеристики анкеты
Профессиональный вид и простота. Качественная бумага и печать.
Короткой, насколько возможно. Формат буклета, имя организации проводящей исследование на первой странице, нумеруйте вопросы, если респондент должен проскочить раздел, используйте цветное обозначение. Каким образом должен выбираться ответ?
8. Перепроверить этапы 1-7, и пересмотреть их при необходимости.
Провести предварительное тестирование анкеты и изменить ее при необходимости
При разработке формы наблюдения исследователь не решает проблему с конструированием формулировок вопросов, с их порядком и прочее, но он должен учесть необходимость ответа на следующие вопросы:
1. Кто (что) должен подвергнуться наблюдению? Посетитель магазина? Покупатель магазина? Покупатель, приобретший конкретный товар?
2. Какие аспекты должны быть учтены? Поведение или классификационные признаки?
3. Когда должно проводиться наблюдение? В течении какого промежутка времени?
4. Где должно проводиться наблюдение?

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!