OB

Элементы проектирования организации. Часть 3

7. Централизация и децентрализация. В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, который является важнейшей проблемой при выборе оптимальной конструкции организации. При этом существует два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация.
Централизация – это концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства организации. Децентрализация – это передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления.
Степень централизации или децентрализации в организации или её подразделениях измеряется с помощью следующих переменных:
- число решений, принимаемых на каждом из уровней управления;
- важность принимаемых решений для организации;
- степень контроля за исполнением принятого решения.
Централизация имеет следующие преимущества:
- позволяет обеспечить высокую согласованность действий звеньев организации;
- улучшает контроль деятельности подразделений;
- сокращает количество ошибок при принятии решений.
Преимущества децентрализации:
- позволяет оперативно решать проблемы;
- позволяет принимать объективные решения;
- придаёт гибкость организации;
- стимулирует инициативу, развивает творческие способности руководителей среднего и низшего уровней;
- удешевляет делопроизводство.
Выбор между централизованной и децентрализованной системами управления зависит от следующих факторов:
1.Цена решения. На практике, в регулирующих документах компании указывают конкретные суммы, в пределах которых конкретный руководитель может принимать те или иные решения. Чем выше стоимость действия для организации, тем более вероятно, что соответствующее решение будут принимать на верхних уровнях управления.
2. Единообразие политики. Проведение во всех подразделениях фирмы единообразной политики требует использования стандартизированных процедур.
3. Размеры организации. Для крупной организации требуется децентрализованная система управления, так как масштаб управляемости ограничен.
4. Философия управления высшего руководства
5. Стремление отдельных руководителей и групп к самостоятельности.
6. Наличие квалифицированного управленческого персонала.
7. Наличие эффективной системы контроля.
Централизация возможна только при наличии эффективных средств контроля.
8. Географическое расположение подразделений по отношению к центральному аппарату фирмы. Чем больше удалённость, тем выше децентрализация полномочий.
9. Динамика бизнеса. Фирмы, работающие в динамично развивающихся отраслях, нуждаются в децентрализации полномочий.
10. Изменения внешней среды. Государственная политика может способствовать как централизации, так и децентрализации.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!