OB

Инновационный процесс в цикле «исследования – разработки – производство»

Инновационная цель - желаемый результат фирмы в виде определенных нововведений, реализуемого в ограниченные сроки с ограниченными ресурсами, направленного на качественное развитие организации.
Организация инновационной деятельности предполагает построения «дерева целей». Достижение инновационных целей требует принятия множества различных решений, но основополагающая роль отводится выработке научно - технических идей. Научно - техническая идея – общее теоретическое представление о материальном объекте, процессе или явлении, сформулированное на основе интуитивной догадки. На основе идеи принимают технические решения.
Технические решения - осуществимый замысел создания изделия или алгоритм осуществления проекта. Решения используются на стадиях трансформации проектов, продукции или технологии.
Для характеристики инновационных процессов используются понятия жизненный цикл новшества и нововведения.
Нововведение:
1) это результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии или методов;
2) это процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов, вместо действующих.
Специфической чертой нововведения является его способность к неограниченному увеличению доходов. Это может быть интеллектуальный товар и если он защищен в соответствующей юридической форме, то он может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько на него найдется покупателей.
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Может оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, на новую орг. или производственную структуру, на Ноу-Хау, на научный подход или принцип или новый документ.
Стадии жизненного цикла новшества:
1) Разработка - фундаментальные исследования, прикладные исследования и теоретические расчёты;
2) Проектирование - создание конструкций, документов, чертежей и реализация их в материале или опытных образцах;
3) Изготовление;
4) Использование;
5) Полная реализация в постоянно действующих объектах;
6) Появление альтернативного новшества.
Жизненный цикл нововведения:
1) Осознание потребностей и возможности изменения как такового.
2) Поиск соответствующего новшества или его разработка.
3) Освоение или внедрение.
4) Многократное повторение нововведения на других объектах (диффузия).
Инновационный процесс – это последовательная цепь событий в ходе которой формируется инновация от идея до конкретного продукта, технологии или услуги, которая распространяется на хозяйственную практику. Инновационный процесс не заканчивается внедрением инновации, т.к. по мере распространения, новшество совершенствуется и приобретает новые потребительские свойства.
Инновационный процесс = ФИ – ПИ – Р – Пр – Ос – ПП – М – Сб
ФИ – фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования ставят своей целью получить новые знания и выявить наиболее существенные закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному применению. Виды фундаментальных исследований:
- теоретические: результаты – научные открытия, обоснование новых понятий и представлений и создание новых теорий.
- поисковые: задача – открытие новых принципов создания изделий и технологий, неизвестных ранее и их соединений и методов анализа и синтеза.
ПИ – прикладные исследования. Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов (овеществление знаний). Прикладные исследования включают научно – исследовательскую работу, которая ставит своей целью решение технических проблем и уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые далее будут использоваться в опытно-конструкторских разработках.
Р – опытно – конструкторские разработки – применение результатов прикладных исследований для создания или усовершенствования образцов новой техники, материалов и технологий. К ОКР относят:
- разработку определенной конструкции инженерного объекта или технической системы,
- разработку идей и вариантов нового объекта,
- разработку способов объединения физических, химических, технических и других процессов с трудовыми в одну систему.
Пр – проектирование.
Ос – освоение промышленного производства новых изделий, включает проведение испытаний новой/усовершенствованной продукции, техническую и технологическую подготовку производства. Тут выполняются опытные и экспериментальные работы. Их цель – выполнение опытных образцов новой продукции и обработка технологических процессов. Включает в себя изготовление, ремонт и обслуживание специального нестандартного оборудования, необходимого для исследования разработок и работы, не связанными с НИОКР.
ПП – промышленное производство. М – маркетинг. Сб – сбыт.
Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%. 85-90% прикладных исследований дают результаты пригодные для дальнейшего исследования. 95-97% на стадии разработки и проектирования заканчиваются положительно.
Существует 3 логические формы инновационных процессов:
1.Простой внутриорганизационный инновационный процесс – предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. В этом случае новшество не принимает непосредственной товарной формы.
2. Межорганизационный инновационный процесс – новшество выступает как предмет купли-продажи.
3.Расширенный инновационный процесс – проявляется в создании новых производителей нововведений.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1)Создание новшества и его распространение. Распространение инновации - информационный процесс и его форма и скорость зависят от особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и их способности на практике использовать эту информацию.
2)Диффузия нововведения – процесс, по средствам которого нововведение передаётся по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Инновационная инноватика – обслуживает текущие к/с цели фирмы, т.е. получение текущей прибыли за счёт стабильно работающего производства и сокращение издержек в реальном режиме времени. Для этого производятся локальные новации.
Локальная новация – отдельные улучшения в продуктах и технологиях в рамках конструкторского и технологического производства или его технической подготовки. Такие изменения нуждаются в управлении, которое называется функциональным.
Функциональное управление должно поддерживать и сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций и способствовать снижению издержек.
Стратегия инноватики призвана решать глобальные цели организации по их выживанию в д/с перспективе и способствовать достижению целей, направленных на удовлетворение потребностей, а не на получение текущей прибыли. Такая инновационная деятельность не ограничивается одной функцией, т.к. представляет бизнес в целом, интегрирующем исполнителей по всем стадиям цикла создания и реализации нового продукта. Особенности стратегии чёткой инноватики:
- Необходимость лидера;
- Необходима концепция, т.е. лидер разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации опираясь на её потенциал;
- Структурная основа проекта;
- Команда;
- Полномочия;
- Стратегический маркетинг;
- Ранжирование стратегических задач;
- Высокое качество работ;
- Стратегическое партнерство с поставщиками, исполнителями, потребителями;
- Сжатие процесса во времени;
- Операционный маркетинг;
- Операционная инноватика.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!