OB

Классическая школа менеджмента

Первые концепции менеджмента в конце 19 – начало 20 века – это было ответом науки на потребности производства. В тот период начали бурно развиваться металлургия и машиностроение. Это требовало новых подходов к организации промышленного производства, рационализации трудового процесса и расчета эффективности деятельности организации.
Первой возникла школа научного управления. Фр. Тейлор предложил концепцию рационализации трудовых процессов:
- математический способ исчисления себестоимости продукции,
- дифференцированный подход к оплате труда,
- рационализация трудовых процессов, которая сводилась к анализу всей работы, определению основных операций и разработке стандартных приемов работы, которые исключают мнимые и неловкие движения.
Такая организация работы предполагала небольшие перерывы для отдыха и оплату труда в соответствии с выработкой каждого рабочего. Она позволила в течение трех лет увеличить производительность труда в два раза.
Условия высокой производительности труда:
- разработка процесса труда в мельчайших подробностях,
- обеспечение рабочих научно подобранным стандартным инструментом,
- разработка и применение инструкции по выполнению работ.
Последователи учения Тейлора – Френк и Лилиан Гилберт – также разрабатывали оптимальные приемы выполнения работ. Для этого они использовали кинокамеру и фотоаппарат. На основе информации, полученной путем стоп-кадров, определялись наиболее рациональные операции, что позволило повысить производительность труда и эффективность производства. Это позволило сократить количество движений при укладке кирпичей с 18 до 4 и повысить часовую производительность на 50%.
В начале 1900-х годов немецкий социолог Макс Вебер предложил одну из наиболее полезных идей – идею рациональной бюрократии или бюрократическую организационную структуру:
- подбор персонала в соответствие с профессиональными и деловыми качествами,
- разделение труда,
- создание сложной иерархии в организации,
- разработка и использование множества правил, регулирующих отношения в организации.
Он считал, что управленческие решения в такой структуре будут наиболее эффективными.
Гаррисон Эмерсон разработал принципы производительности:
- отчетливо поставленная цель,
- своевременная профессиональная консультация специалистов,
- постоянный оперативный учет,
- нормирование операций,
- разработка стандартных инструкций к выполнению работ,
- дополнительная плата за высокую производительность труда,
- дисциплина,
- диспетчеризация – регулирование производства в оперативном режиме.
Генри Форд впервые применил поточное производство – это позволило существенно сократить издержки производства и продавать продукцию по более низким ценам. Он считал, что главная задача бизнеса – создавать себе потребителей – для этого повысил зарплату работников в 2-2,5 раза по сравнению с другими подобными компаниями, что позволило работникам покупать автомобили. Форд создал сеть сервисных центров, активно следил за внедрением новшеств в производство, постоянно совершенствовал конструкцию своих автомобилей.
Анри Файоль в начале 20 века стал основоположником школы административного управления, основной концепцией которой стали принципы эффективного управления, которые носят универсальный характер:
1. Разделение труда.
2. Авторитет и ответственность власти.
3. Доброта.
4. Порядочность.
5. Справедливая оплата труда.
6. Порядок.
7. Дисциплина.
8. Единоначалие – у каждого работника должен быть один непосредственный руководитель, который дает задания и контролирует их выполнение.
9. Единство руководства – группа работников, выполняющая общую задачу, должна иметь одного руководителя.
10. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации в системе управления.
Централизация – концентрация решений на высшем управляющем уровне.
Децентрализация – передача прав по принятию решений нижестоящим уровням управления.
11. Поощрение инициативы работника.
12. Формирование стабильности коллектива.
13. Формирование общих интересов и целей работников.
Файоль первым разделил всю работу менеджера на основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Он считал, что учение не противоречит учению Тейлора, а дополняет его, так как Тейлор занимался цеховым менеджментом, а он – менеджментом организаций.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!