OB

Концепции рыночной экономики

Эволюцию маркетинга отождествляют с известными пятью концепциями Ф.Котлера (производственная, товарная, сбытовая, а также концепции традиционного и социально-этического маркетинга).
Изначально маркетинг увязывается лишь с реализацией товаров. Возникновение маркетинга как науки об управлении производством и сбытом относят к периоду после Второй мировой войны. В 1948 году Институт Гамильтона (США) в словаре экономических терминов дал следующее определение:
Маркетинг – это вид экономической деятельности, состоящей в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю.
До этого маркетингом считалась предпринимательская деятельность в сфере сбыта, или система взглядов на продажу. В 1926 году в США была организована Национальная Ассоциация маркетинга и рекламы, на основе которой потом было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 году в (АМА) Американскую ассоциацию маркетинга. Несколько позже подобные ассоциации и организации появились в странах Западной Европы и Японии. В бывшем СССР в середине 70-х гг. при Торгово-промышленной палате была образована секция маркетинга, а уже в ходе реформ в 1990 г. была создана Всесоюзная ассоциация маркетинга.
Этапы развития:

1. Начальная стадия развития рынка (20-40-е гг.) представляет собой период, когда спрос превышает предложение товаров, имеет место товарный дефицит, покупатели конкурируют между собой в поисках товаров, а производители-продавцы занимают прочные позиции (рынок продавца). В этих условиях предпринимательские усилия направлены на производство и в меньшей степени на сбыт.
2. На следующей стадии развития рынка (50-60-е гг.), когда спрос и предложение находятся в относительном равновесии, требуемые покупателям товары постоянно присутствуют на рынке, в управлении организацией преобладает сбытовой подход. Маркетинг отождествляется со сбытом. Такой маркетинг называют агрессивным
3. На следующей стадии развития рынка (60-70-е гг.) возникает ситуация, когда предложение товаров начинает превышать спрос (рынок покупателя). Управление деятельностью многих предприятий в ситуации, когда сбыт становится «узким местом», ориентируется на потребителя, на приспособление к условиям рынка и активное влияние на него.
Несомненно, что преобразования экономики России не могли быть такими же как в странах Запада. Были необходимы коррекции направления экономических реформ, без которых невозможно реальное становление рыночных отношений, развитие теории и практики маркетинга в России.
Неоспариваемая никем необходимость применения маркетинга в России объективно требует решения как минимум трех основных задач:
1. Дальнейшей разработки и уточнения теоретической концепции маркетинга.
2. Изучения возможностей и особенностей применения комплекса маркетинговых исследований к реальным условиям российского рынка.
3. Подготовки специалистов-маркетологов для рыночных структур национальной экономики.
Понятийная сущность маркетинга, в силу различных подходов, ныне представлена более чем двумя сотнями определений. И отечественная наука, ориентируясь на зарубежных ученых, пока не высказала своего авторитетного мнения по этому вопросу.
Эволюция маркетинга показывает, что по мере развития и совершенствования рыночных отношений в развитых странах все большее признание получает его социально-этическая концепция. Данная концепция, с учетом особенностей перехода России к рыночной экономике, тоже могла бы стать основополагающей в нашей стране, так как она в большей степени созвучна с целями и ценностями социально-ориентированного хозяйства.
По мнению многих зарубежных и отечественных ученых, основная цель производства в этой концепции состоит в удовлетворении разумных потребностей в соответствии с гуманными интересами общества. Достоинство этого подхода заключается в том, что здесь развитие производительных сил обеспечивается путем сочетания экономических интересов производителя, потребителя и общества в целом. Реализация на практике концептуальных положений социально-этического маркетинга создает должные предпосылки для формирования гражданского общества, обеспечивает реальную свободу и права человека, а экономику делает нравственной категорией.
Становление и развитие маркетинга, связано с объективным анализом и непредвзятой оценкой российского рынка. Такие исследования должны быть направлены на выявление проблем и выработку рекомендаций для развивающегося бизнеса в России.
История развития маркетинга как системы управления производственно-сбытовой деятельностью организации тесно связана с развитием рынка. Изменение на рынке соотношения между спросом и предложением, характера рыночных отношений сопровождалось смещением акцентов в управленческой деятельности фирм с производства на товары, потом на сбыт, а затем на покупателя и общество. Так на протяжении 20 века появлялись одна за другой управленческие концепции маркетинга.
Концепция маркетинга – это система научно обоснованных представлений об управлении производственной и сбытовой деятельностью в условиях рыночной экономики.
Развитие концепций маркетинга соответствует этапам развития рынка.
В соответствии с концепцией совершенствования производства считается, что покупатели будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои управленческие усилия на совершенствовании производства. Эта концепция подходит к двум ситуациям. Первая – когда спрос превышает предложение (нужно увеличивать производство). Вторая – когда себестоимость товара слишком высока, и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам высшего качества, обладающим высокими эксплуатационными свойствами (организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара).
Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта) – строится на утверждении, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Фирмы начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом.
Потребительская концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является изучение спроса потребителей и обеспечение их удовлетворения более эффективным, чем конкуренты, способом. Потребительская концепция маркетинга похожа на концепцию сбыта, но имеет больший круг задач.
Развитие теории и практики маркетинга привело к пониманию того, что маркетинг – это комплексная система, управление которой предполагает использование совокупности производственно-коммерческих методов. Так, в 1980-1990-е годы появилась концепция маркетинг-микс, предполагающая воздействие на покупателей по следующим направлениям:
• Товар (товарная политика, товарный маркетинг).
• Цена (ценовая политика, ценовой маркетинг).
• Сбыт, распространение (сбытовая политика, сбытовой маркетинг).
• Продвижение (коммуникационная политика, коммуникационный маркетинг)
• Люди (кадровая политика, маркетинг отношений).
Сегодня в развитых странах идет переход от маркетинга сделок, к маркетингу взаимоотношений.
Маркетинг отношений – процесс создания, поддержания и расширения прочных взаимовыгодных отношений с потребителями и другими заинтересованными лицами, партнерами путем предоставления высокой потребительской ценности.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!