OB

Конкурентная среда

В настоящее время одной из основных задач развития экономики России становятся демонополизация и всемирное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Степень развития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков.
Конкурентная среда – рынок, на котором свободно соперничают независимые продавцы за право продать свой товар свободному покупателю.
Конкурентная среда состоит из следующих основных элементов:
Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя на экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. При этом элементом товарного рынка являются взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления.
Продуктовые границы товарного рынка – определяются потребительскими свойствами товара и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок.
Географические границы товарного рынка – территория, на которой покупатели приобретают изучаемый товар и не имеют такой возможности за ее пределами.
Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкурентоспособность товара – это уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество с другими аналогичными товарами на рынке.
Товар – главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (ценность), обладает определенным качеством техническим уровнем и надежностью.
Выделяют следующие показатели конкурентоспособности товара:
1. Технические показатели товара – определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Основные требования потребителей к техническим показателям отражены в национальных и международных стандартах.
Стандарт - документ, которым определяется стандартизируемый предмет. Он не только технический, но и государственный.
Соответствие стандартам – регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная организация стандартизации.
2. Качество товара – это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции.
Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим стандартам, сроки гарантий, сроки поставки, цена, актуальность товара на рынке политико-экономическая ситуация в стране и др.
Основные коммерческие показатели конкурентоспособности товаров:
3. Ценовые показатели
4. Показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары
5. Показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы
6. Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке, а значит предпочтительнее позиции ее изготовителя.
Виды конкуренции:
• Конкуренция чистая – рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень цен на товар.
• Конкуренция монополистическая – рынок монополистической конкуренции составляет множество продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Такая возможность обусловлена способностью предположить покупателям различные товары.
• Конкуренция олигополистическая – олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, крайне чувствительных к политике ценообразования.
Одним из важнейших факторов оздоровления конкурентной борьбы, ограничения деятельности монополий является антимонопольное законодательство. В России, например, действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также многочисленные подзаконные акты, принятые в развитие указанного закона.
Всю информацию о конкурентах делят на две группы:
• Первичная информация – это данные, специально полученные для анализа конкретных сторон деятельности конкурента.
Основными методами сбора первичной информации являются наблюдения, опросы и эксперименты.
Главными источниками первичной информации являются: каналы распределения продукции, поставщики и потребители продукции, рекламные агентства, торговые агенты, маркетинговые фирмы, инженерный и торговый персонал предприятия конкурента.
• Вторичная информация о конкуренте включает данные, прошедшие предварительную обработку, цели которой, как правило, не совпадают с целями анализа.
Источники вторичной информации: отчеты о производственно-хозяйственной деятельности, статьи о деятельности конкурента в СМИ, справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях развития и др.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!