OB

Кредитная политика организаций

Кредитная политика является частью финансовой политики организации и заключается в определении подходов к управлению дебиторской задолженностью в части контрактных условий продажи продукции или услуг. Во взаимоотношениях между продавцом и покупателем кредит предоставляется в виде отсрочки платежа.
Содержание кредитной политики включает в себя следующие понятия:
1) кредитный период;
2) политика сбора платежей;
3) скидки за раннюю оплату;
4) стандарты кредитоспособности.
Кредитный период – это срок, на который представляется кредит и в течение которого покупатель или клиент должен оплатить продукцию или услуги. Средний кредитный период представляет собой период оборота дебиторской задолженности, а остаток дебиторской задолженности является общей суммой кредитов, выданных всем покупателям организации в виде отсрочки платежа
Удлинение кредитного периода стимулирует рост продаж. С другой стороны, дополнительная прибыль сокращается в связи с возникновением дополнительных затрат:
а) на привлечение денежных ресурсов взамен тех, которыми пользуется покупатель в течение срока оплаты;
б) на потери от безнадежной задолженности, поскольку чем дольше период оплаты, тем выше риск неоплаты;
в) на содержание служб, занимающихся управлением, контролем и взысканием дебиторской задолженностью.
Политика сбора платежей, или инкассации долга, заключается в методах, применяемых для взыскания задолженности. К ним относятся письменные напоминания об оплате, переговоры, обращение в суд, прекращение партнерских отношений, продажа долга и т.д. Для разных клиентов могут применяться разные методы взыскания просроченных долгов.
Скидки применяются для стимулирования клиентов производить оплату раньше, чем закончится срок оплаты по контракту. С помощью скидок привлекают тех клиентов, для которых важно сокращение суммы контракта. Для принятия решения о размере скидки сравниваются дополнительная прибыль от расширения продаж и сокращения периода оплаты с потерями от скидок.
Стандарты кредитоспособности клиентов – это минимальные требования к финансовому состоянию клиентов для предоставления им отсрочки платежа. Оптимальные стандарты кредитоспособности, которые применяются данной фирмой по отношению к своим покупателям, обеспечивают превышение прибылей от расширения продаж в связи с предоставлением отсрочки платежа над дополнительными затратами:
а) от невыполнения обязательств клиентами более высокого уровня риска;
б) на привлечение денежных ресурсов в связи с удлинением кредитного периода;
в) на управление, контроль и взыскание дебиторской задолженности.
Кредитный риск клиентов оценивается следующими показателями:
а) кредитная репутация;
б) кредитоспособность, оцениваемая по финансовой отчетности, в том числе показатели капитала: отношение «долги/активы», покрытие процента (отношение «сумма процентов/ прибыль до уплаты процентов и налогов»), текущая платежеспособность и др.;
в) обеспечение кредита;
г) внешние условия кредита (налоговая политика правительства, перспективы развития конкретных отраслей и др.).
После определения кредитного риска клиентов, в том числе их кредитоспособности, их можно сгруппировать в классы риска. Например, 1 класс – предполагается отсутствие потерь от неоплаты счетов, 2 класс – потери могут составить до 0,5 % от выручки и т.д.

Общий коэффициент потерь должен быть меньше, чем рентабельность продаж; тогда будет обеспечено превышение дополнительной прибыли от расширения продаж над дополнительными затратами (потерями).

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!