OB

Лидерские качества менеджера

Лидер – человек, эффективно осуществляющий руководство группой.
Менеджер должен быть лидером, это необходимо, для того чтобы:
- Завоевать психологический (не формальный) авторитет в коллективе.
- Чтобы выработать свой стиль управления.
- Чтобы создать эффективную мотивацию работников.
Чтобы обладать властью, лидер должен:
1. Хорошо знать подчинённых.
2. Уметь хорошо анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдалённые перспективы тех или иных действий.
3. Понимать психологические особенности окружающих и умело использовать их в официальных и не официальных контактах.
4. Обладать обширными знаниями и эрудицией.
Американский исследователь Лайкерт разработал принципы поддержания отношений - лидеры должны обеспечить максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках определённой организационной структуры рассматривались как взаимодополняющие и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников.
Подчиненные желают, чтобы для их лидера на первом плане были интересы человека, а не интересы производства. Не каждому менеджеру удается стать настоящим лидером. Таковым может стать человек, обладающий следующими качествами:
1. Честность – полная ясность по поводу соблюдений норм общечеловеческой морали.
2. Интеллект – быстрота, гибкость, прагматичность ума, любознательность, умение владеть речью.
3. Способность понимать людей – умение вникнуть в поведение собеседника, способность видеть в человеке личность, стремление обогатить окружающих духовно.
4. Устойчивость взглядов – адекватная реакция на ситуацию, контроль над эмоциями, постоянство действий.
5. Уверенность в себе – стремление брать на себя ответственность, осведомленность о своих достоинствах и недостатках.
6. Скромность в быту – отсутствие излишней устремленности к роскоши, рационализм в общении с вещами.
7. Склонность к самообслуживанию.
8. Эрудированность – широта и глубина познаний в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории, знания в области человеческой психологии.
Указанные качества служат фундаментом для создания лидерского потенциала. Выявление степени выраженности этих качеств осуществляется методами наблюдения за деятельностью лидера и использования личностных тестов.
Сегодня соперничают 2 точки зрения на лидерские способности личности:
1. Лидерами надо родится, то есть воспитать лидера не возможно.
2. Лидерские способности развиваются, но для этого необходимы определенные задатки психологического плана, такие как острое внимание, хорошая память, склонность к продуктивному мышлению. Это характерно для многих видов деятельности менеджера.
Лидерские способности развиваются в процессе целенаправленной деятельности. При назначении или избрании на должность молодой руководитель должен ознакомиться с арсеналом знаний, которыми должен владеть лидер данной группы. В этом плане может оказать помощь информация по вопросам взаимодействия с людьми.
Претендент на роль лидера должен постоянно, упорно работать над собой. Здесь помощь могут оказать книги по общению, умению убеждать, консультированию, но это лишь одна сторона; другую сторону представляет практическая стажировка, которая осуществляется путем реального использования лидерских функций. В основе такой практики часто рассматривают концепцию о стилях лидерства известного психолога К. Левина – вся сложная гамма лидерства развивается между 2 крайностями: автократией и невмешательством, то есть в пространстве демократии. Этот диапазон считается классическим, так как все исследования по вопросам стиля лидерства основаны на его идеи.
Практические тренировки по развитию лидерского потенциала для менеджером построены на основе моделей Левина, каждый человек имеет природную склонность или годами выработанную стратегию в общении с людьми. Оказавшись в роли менеджера, он склонен в большинстве случаев осуществлять какой-либо 1 стиль управления: авторитарный, демократический (коллегиальный), стиль невмешательства. В связи с этим руководители действуют в рамках одного лишь стиля. Снижает эффективность своей деятельности, так как выбор стиля управления должен зависеть от конкретной ситуации. Авторитарный используют в ситуации, когда обозначился кризис руководства, положение дел вышло из-под контроля. В данном случае другие стили не принесут пользу. Демократический – рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, то есть наблюдается устойчивый темп деятельности, порядок и дисциплина. Стиль невмешательства – рабочая группа доросла в своем развитии до того, что может эффективно действовать в режиме самоуправления. Наиболее распространенный сегодня – демократический. Чтобы быть эффективным, менеджер должен уметь чувствовать ситуацию и избирать такой стиль лидерства, потребность в котором испытывают подчиненные.
Лидерство – это способность управлять людьми с учетом их потребностей, лидерские навыки развиваются в процессе практической деятельности.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!