OB

Неоклассическая школа управления

В 30-50 годах 20 века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала «человеческий фактор» как основной элемент эффективности организации.
Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, выдвинувшей мнение: человек – главный объект внимания.
Гуго Мюнстерберг (1863-1916) в своей работе «Психология и промышленная эффективность» сформулировал основные принципы, в соответствие с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Он был одним из основателей психотехники – отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и другое.
Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933) изучала социально-психологические отношения в небольших группах. В книге «Новое государство», вышедшей в 1920 году, она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Заслугой Фоллетт является также то, что она пыталась совместить все три школы менеджмента в единое целое. Она считала, что менеджер должен быть не только формальным, но и неформальным лидером.
Элтон Мейо (1880-1949) провел ряд «хоторнских экспериментов». Опыты в Хоторне на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик» продолжались с 1927 по 1939 годы. Целый ряд научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.
Изучая влияние различных факторов на производительность труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве «человеческого фактора». К началу опытов положение на заводе было напряженным, отмечалась большая текучесть кадров, особенно квалифицированных рабочих. За три года специалисты фирмы не обнаружили прямой связи между наличием освещения и ростом выработки. Мейо усложнил эксперимент, изменив не только освещение, но и время перерывов для отдыха, время работы и методы оплаты – однако результаты остались теми же. Тогда группе работниц, состоящей из шести сборщиц реле, с их согласия выделили отдельную комнату. Их просили работать в умеренном темпе, не стараясь обогнать друг друга. Через два с половиной года производительность труда каждой работницы возросла в среднем на 40%, так как работницы образовали неформальную группу. «Хоторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организации.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!