OB

Оценка экономического потенциала предприятия

Экономический анализ. Изучение поставщиков, посредников, конкурентов и окружающих условий позволяет определить, что фирма может сделать для достижения своих целей. Анализ производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов позволяет выявить, какими возможностями она для этого располагает, какие ресурсы имеются в наличии, а какие необходимы, какие можно приобрести и за какую цену; сможет ли производство обеспечить надлежащее количество товара.
Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Анализ сильных и слабых сторон предприятия предполагает определение области деятельности и функций, в которых предприятие достигло успеха, и тех рыночных показателей, которые должны быть объектом пристального изучения и резервом роста предприятия. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу его потенциала для существующих и перспективных рыночных потребностей.
В оценке потенциала предприятия особое место отводится экономическому анализу — одному из кабинетных видов исследований. Как правило, анализ проводится по материалам отчетности самого предприятия, но могут (а нередко должны) привлекаться и дополнительные источники информации: статистическая выборка, бизнес-справка, отчеты научных организаций, профессиональные, коммерческие, правительственные публикации и сообщения.
Анализ потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:
I. Производство
• Объем, структура, темпы производства.
• Ассортиментная номенклатура предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента.
• Обеспеченность сырьем и материалами. Уровень запасов, скорость их использования.
• Наличный парк оборудования и степень его использования. Резервные мощности. Технологическая новизна.
• Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.
• Экология производства.
II. Распределение и сбыт продукции
• Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.
• Хранение товарных запасов, уровень запасов, их размеще¬ние и скорость обращения. Наличие складских помещений и хранилищ, их емкость.
• Возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров.
• Продажа: по отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.
III. Организационная структура и менеджмент
• Организация и система управления.
• Количественный и профессиональный состав работников.
• Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производи¬тельность труда.
• Уровень менеджмента.
• Фирменная культура.
IV. Маркетинг
• Исследования рынка, товара, каналов сбыта.
• Стимулирование сбыта и рекламы, ценообразование.
• Нововведения.
• Коммуникационные связи и информация.
• Маркетинговый бюджет и его использование.
• Маркетинговые планы и программы.
V. Финансы
• Финансовая устойчивость и платежеспособность.
• Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта и посредникам).
• Собственные и заемные средства. Соотношение.
Внутрифирменная информация представляется более достоверной, полезной, легко получаемой и поддающейся систематизации. Однако для определения потенциала предприятия ее может оказаться недостаточно. В этом случае подбор внешней информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные известные примеры и методы.
Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по конкретным направлениям, представляющим наибольший интерес для предприятия:
- по продукции — какие изделия дают наибольший и наименьший оборот; продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход;
- по рынкам — какие рынки являются наиболее и какие наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода;
- по отраслям — в каких отраслях реализуется продукция фирмы; какие доли рынков принадлежат фирме в этих отраслях;
- по потребителям — кто является постоянным потребителем продукции фирмы; что привлекает их в продукции фирмы; что нужно сделать для привлечения новых потребителей.
Примерный перечень показателей для оценки сильных и слабых сторон предприятия:
• степень известности (имидж), фирменный стиль;
• отзывы, рекомендации, процент рекламаций;
• новизна и обновляемость продукции;
• производственный потенциал и гибкость производства;
• технологическое оборудование;
• длительность изготовления и уровень качества;
• конструкторский потенциал, уровень, и объем НИОКР;
• использование ноу-хау, приоритет в патентовании;
• методы и организация сбыта, квалификация партнеров по сбыту;
• сервисные услуги и обеспечение запасными частями;
• уровень и объем доходности (оборота);
• программа производства и сбыта;
• покупательский потенциал;
• персонал, система руководства; уровень расходов и производительность;
• финансовый потенциал;
• местонахождение.
К современным методам организации производства относится поточное производство продукции массового спроса. Высшей формой организации поточных методов являются автоматические поточные линии. Они бывают в основном двух систем: из специальных станко-автоматов прерывного действия и роторные — непрерывного действия. В качестве специальных могут применяться станки с программным управлением, для выполнения вспомогательных операций — робототехнические устройства.
Эффективность поточной организации производства состоит в том, что она позволяет полнее реализовать пропорциональность, ритмичность и непрерывность, резко сократить простои оборудования, долю вспомогательных операций, уменьшить длительность производственного цикла, повысить качество продукции.
Экономическая эффективность производства в самом общем виде означает результативность, т.е. соотношение между результатами, достигнутыми в процессе производства, и затратами живого и овеществленного труда. Важнейшим требованием является обеспечение максимума эффекта при минимуме затрат.
Сложный характер экономики, ее многофакторность и многообразие связей обусловливают необходимость использования при измерении экономического эффекта системы показателей. Для выражения экономического эффекта могут применяться такие показатели, как товарная и реализованная продукция, прибыль, себстоимость продукции, уровень трудовых и материальных затрат на единицу продукции и др.
В качестве критерия оценки эффективности производства выступает экономия общественного труда, рост его производительности.
Доля прироста продукции в результате повышения производительности труда Оп определяется по формуле:
Dп = (1 – r/b)*100 ,
где r — темпы прироста численности работающих;
b — темпы прироста производства продукции.
При определении экономической эффективности различают текущие и единовременные затраты. Первые производятся постоянно по мере изготовления продукции и характеризуют издержки производства (себестоимость продукции). Единовременные затраты — это авансируемые обществом средства на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений.
К показателям общей эффективности промышленного производства следует отнести:
1. Трудоемкость характеризует величину затрат живого труда на единицу продукции и определяется как отношение величины трудовых затрат Зт к общему объему произведенной продукции ВП:
Те=3т/ВП.
Обратное соотношение этих величин дает показатель производительности труда Пт:
Пт = ВП / Зт
2. Фондоемкостъ Фе раскрывает величину применяемых производственных фондов (основных и оборотных) в расчете на единицу продукции и определяется как отношение среднегодовой стоимости производственных фондов Фсг к общему объему произведенной продукции ВП:
Фе = Фсг / ВП
Обратное соотношение этих величин дает уже рассмотренный выше показатель фондоотдачи Фо:
Фо = ВП / Фсг
3. Особое место в оценке эффективности общественного производства занимают показатели использования капитальных вложений. Они характеризуют эффективность использования фондов накопления и возмещения на создание новых основных фондов и прирост оборотных фондов, на техническое совершенствование производства. Наиболее важный из них — показатель капиталоемкости продукции Ке. Он определяется как отношение величины капитальных вложений К к приросту выпуска продукции ΔВП, достигнутому за счет этих капитальных вложений.
Ке = К / ΔВП
Из формулы видно, что капиталоемкость, определяет размер капитальных вложений на единицу прироста продукции (удельные капитальнее вложения). Показатель, обратный капиталоемкости, называется капиталоотдачей Ко.
Ко = ΔВП / К
Прибыль предприятия — комплексный показатель, характеризующий результат производственно-хозяйственной деятельности. Величина прибыли зависит главным образом от изменения производительности труда, материалоемкости, качества продукции, эффективности использования основных фондов. На величину прибыли влияют и факторы, не зависящие от работы предприятия. В качестве примера можно назвать изменение тарифов на электроэнергию, природный газ и т.д.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. В машиностроении, например, для оценки качества продукции применяется система, состоящая из единичных, комплексных и интегральных показателей.
Единичные показатели характеризуют одно из свойств продукции и наиболее широко применяются. Наиболее часто используются для оценки качества технических изделии следующие показатели:
технического эффекта — характеризуют способность изделия выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Единичные показатели технического эффекта: производительность компрессора, гидропомпы, насоса, станка; грузоподъемность лифта, башенного крана и т.п.
назначения — характеризуют степень соответствия машины ее целевому назначению и область применения. Они подразделяются на классификационные (грузоподъемность, скороходность, мощность); конструктивные (удобство управления, размещения, обзора); эксплуатационные (простота и доступность обслуживания, эффективность работы, которую можно выполнять с помощью данного технического устройства);
технологичности — характеризуют свойства изделия, определяющие приспособленность его конструкции к достижению наименьших затрат всех видов ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонте. К единичным показателям технологичности относят: коэффициент применяемости материалов, коэффициент унификации, трудоемкость;
надежности — свойство изделия выполнять заданные ему функции, с охраняя свои эксплуатационные показатели в допустимых пределах в течение -требуемого времени или требуемой наработки. Основными количественными показателями надежности являются наработка на отказ, вероятность безотказной работы, коэффициент готовности и др.;
долговечности — свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Количественными показателями долговечности являются ресурс и срок службы;
ремонтопригодности — свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов;
сохраняемости — свойство изделия сохранять обусловленные показатели и после срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Единичные показатели: средний срок сохранности, назначенный срок хранения;
безотказности — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов;
безопасности — характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов на всех режимах эксплуатации изделия, при обслуживании, транспортировании и хранении;
эстетическая характеристика является результатом художественно-конструкторской отработки изделия, направленной на создание его рациональных, лаконичных и пропорциональных архитектурных форм, а также на его надлежащее внешнее, в частности цветовое, оформление;
эргономическая характеристика машины позволяет судить о рациональности ее конструкции с точки зрения требований психологии, физиологии и гигиены труда обслуживающих ее работников. Показателем качества работы для рабочих служит процент бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК или заказчику с первого предъявления, для инженерно-технических работников и служащих — коэффициент качества.
Комплексные показатели характеризуют одновременно несколько свойств продукции. Это коэффициент готовности машины, себестоимость (в расчете на один час работы), срок службы техники. Комплексный показатель качества продукции КП, характеризующий два свойства изделия — безотказность и ремонтопригодность — определяется по формуле:
КП = Т / (Т + Тв)
где Т — наработка изделия на отказ (показатель безотказности);
Тв — среднее время восстановления (показатель ремонтоспособности);
Тв = То = Ту (То — среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа);
Ту — среднее время, необходимое для устранения причины отказа.
Коэффициент готовности определяет вероятность того, что изделие будет работать в произвольно выбранный момент времени в промежутках между выполнением планового технического обслуживания.
Комплексный показатель является интегральным. Он характеризует эффективность, или экономичность, технического устройства и рассчитывается как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции Э к суммарным затратам на ее создание Зс и эксплуатацию Зэ определяется по формуле:
И = Э / Зс + Зэ
Эту формулу можно применять для продукции, срок службы которой не выше одного года, в противном случае Зс должны быть приведены к последнему году срока службы продукции с помощью нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений Ен. Показатель, обратный ему — Yз — характеризует удельные затраты на единицу эффекта:
Yз = Зс + Зэ / Э
Планирование повышения качества продукции на предприятии, в отрасли осуществляется по мере возникновения требований рынка или заказчика. Предметом планирования повышения качества являются показатели, объектом планирования — конкретное изделие.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!