OB

Определение мотивации как процесса

Мотивация в менеджменте рассматривается как процесс и обычно рассматривается в виде последующих стадий:

1. Возникновение потребностей – она проявляется в виде того, что человек начинает осознавать, что ему чего-то или кого-то не хватает. Проявляется в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он нашел возможность для ее удовлетворения.

Три группы потребностей:

- физиологические;

- психологические;

- социальные.

2. Поиск путей удовлетворения потребностей – человек начинает искать возможность устранить неудовлетворенность, подавить ее или не замечать.

3. Определение направления действий – человек выясняет, что и какими действиями он должен делать, чтобы удовлетворить потребность. Он должен ответить на вопросы: Что я должен получить, чтобы удовлетворить потребность? Что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю? В какой мере я могу добиться того, чего желаю? На сколько то, что я могу получить, может удовлетворить мою потребность?

4. Осуществление действий – человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые должны предоставить ему возможность получения чего-либо, чтобы удовлетворить потребность.

5. Получение вознаграждения за свои действия – проделав работу, человек либо непосредственно получает то, что он использует для удовлетворения потребностей, или то, что он может обменять на желаемый объект.

6. Устранение потребности – в зависимости от степени снятия напряжения и от того, вызывает ли устранение потребности ослабления или усиления мотивационной деятельности, работник либо прекращает деятельность до появления новой потребности, либо продолжает осуществлять действия по удовлетворению потребности.

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Важным фактором является неочевидность мотивов, то есть можно предположить или догадаться о том, какие мотивы действуют в данной ситуации, но в чистом виде их выявить невозможно.

Следующим важным фактором является изменение мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его, но и сами потребности находятся между собой в сложном взаимодействии, часто противоречат друг другу или усиливают действия друг друга. Даже при самом глубоком знании мотивационной структуры подчиненного, мотивов ее действий, часто возникают непредвиденные изменения в его поведении и непредвиденная реакция на мотивирующее воздействие.

Еще одним фактором, делающим процесс мотивации непредсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных работников, разной степени влияния одинаковых мотивов и различной степени зависимости действий одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, а у других относительно слабым. Возможна и другая ситуация – когда два человека имеют одинаково сильный мотив к достижению, но у одного он доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами, а у другого он будет соизмерим по силе с мотивом на участие в совместных действиях и он будет вести себя иначе.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен, поэтому существует большое количество теорий мотивации, пытающихся объяснить это явление. Данное рассмотрение мотивационного процесса условно, так как в реальной жизни нет четкого разделения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!