OB

Открытые коммуникационные сети и их разновидности

В организации, где работает более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в сети. Они объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, которые дублируют и дополняют друг друга.
Три основных вида коммуникационных сетей:
1. Открытые – движение информации может быть остановлено, так как она попадает в тупик (к элементу системы управления, находящемуся в конце канала или к посреднику, который восприпядствует дальнейшему движению и которого нельзя обойти).
2. Замкнутые – продвижение информации в типики отсутствует или их можно обойти.
3. Комбинированные – сочетают в себе элементы открытых и замкнутых и используются, как правило, в крупных многоуровневых организациях.
Открытые коммуникационные сети:
1. «Змея» - элементы управления А и В в тупиках, Б – посредник и может их контролировать. Такая сеть соединяет работников одного уровня и имеет обычно неформальный характер или является элементом более сложной коммуникационной сети.

2. «Звезда» позволяет оперативно получать информацию, контролировать ее в центральном звене А и быстро направлять исполнителям Б, В, Г, Д. Так как посредники и неформальные каналы отсутствуют, А легко осуществляет управление. Сети такого типа используют, если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню, не выходит за пределы диапазона контроля менеджера. Но для крупных управленческих структур «звезда» не подходит, так как А уже не в состоянии вырабатывать все решения и доводить их до исполнителей без посредника.

3. «Шпора» - являясь представителем среднего уровня, Б получает большую власть, так как контролирует всю информацию и может влиять на А. Б является посредником между А и исполнителями В, Г, Д, конкретизирующим и распределяющим информацию между исполнителями.
В сетях типа «звезда» и «шпора» число коммуникационных каналов, сходящихся к центральному элементу, может бесконечно расти, и в результате превысить возможности менеджера по их контролю, поэтому в крупных многопрофильных организациях используют коммуникационные сети типа:
4. «Тент» 5. «Палатка» 6. «Дом»

Особенность «палатки» и «дома» - в официальном использовании вертикальных и горизонтальных коммуникационных каналов, при помощи которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что разгружает вышестоящих менеджеров. В «палатке» допускается один уровень горизонтальных коммуникаций между менеджерами среднего звена управления. В «доме» это допустимо на всех уровнях. Однако, при такой свободе пользования коммуникационными каналами, отдельные субъекты управления могут быть устранены из системы коммуникаций. Такие сети характерны для бюрократических организаций, в которых существует жесткое подчинение одних звеньев другим и преобладает формальное взаимодействие.


Но в любой бюрократической организации могут быть структуры (комитеты, комиссии, творческие группы), коммуникации в которых осуществляются по средствам замкнутых коммуникационных сетей, в которых посредники играют роль связных и облегчают взаимодействие между участниками:
1. «Круг А» - используют в небольших организациях.
2. «Круг Б» - используют в крупных организациях, так как он включает дополнительные коммуникационные каналы, связывающие все элементы.
«Круг» характерен для структур с благоприятным психологическим климатом. Он облегчает обмен информацией и идеями и стимулирует творчество. В «круге Б» есть центральный субъект, ускоряющий процесс коммуникаций, то есть общеприняты лидер, ведущий за собой людей.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!