OB

Планирование товарооборота

Товарооборот планируется для:
1. Действующей сети:
Исходными предпосылками для планирования реализации товаров является:
1. Материалы анализа выполнения плана товарооборота за текущий год и материалы анализа его динамики за несколько лет (тенденции объема – средний темп роста, предложения по увеличению т/о).
2. Данные о предстоящих товарных ресурсах (поступление товаров согласно договорам с поставщиками).
3. Материалы изучения спроса населения на товары.
4.Данные о развитии МТБ (материально-технической базы).
5. Информация об инфраструктуре в районе деятельности предприятия.
План на будущий год:
- сопоставимость (ожидаемое выполнение, коэффициент инфляции);
- ограничения для суммы т/о (МТБ, ЧР, Пт – сумма т/о пл. – товарные ресурсы);
- сумма т/о планируется по общему объему, то товарным группам, по кварталам, по месяцам, так же допускается планы от общего к частному и наоборот.
Для планирования товарооборота могут быть использованы следующие методы:
1. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота на будущий год, исходя из сопоставимого объема товарооборота текущего года и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

2. Экономико-статистический метод, основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.
Т/о пл. = то факт. тек. Год * Т т/о (среднегодовой темп роста за эн лет)
Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет.
Полученный выровненный ряд дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота: /\= (Тn – Т1)/ (n – 1).
Значение прироста на планируемый год определяется следующим образом:
Тn = Тn-2 + 2/\
3. Экономико-математический метод. Рассматривается развитие товарооборота в зависимости от фактора времени. Тенденцию роста товарооборота можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда. Т/О = F(t)
Наиболее важным моментом является выбор кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным считается графический анализ товарооборота. На основе графика можно предположить, что розничный товарооборот развивается по линейной функции:
у = а + bt
у – объем розничного товарооборота
а, b – параметры модели
t – фактор времени, год

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:
- постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;
- переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.
Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

2. Вновь открытой сети:
Т/о ВОС = т/о аналогичной сети.
Т/о ВОС = ЧР вом* ПТ аналогичного магазина.
Т/о ВОС = Площадь ВОМ * Н тыс/м кв. аналогичного магазина.

Сумма т/о критическая = сумма ВД реализации = сумма ИО – предприятие покрывает издержки, но не получает прибыль.
Методика расчета критического объема т/о:
Сумма т/ розн. Цены = сумма т/о покупн. Цены + сумма ВД реал.
Сумма ВД реал. = Сумма ИО + сумма прибыли.
Сумма ИО = Сумма средних переменных издержек + Сумма средних постоянных издержек
Сумма т/о розн. Цен. = сумма т/о покупн. Цены + Сумма средних переменных издержек + Сумма средних постоянных издержек + прибыль
Сумма т/о критического розн. Цены = ((сумма т/о покупн. Цены + Сумма средних переменных издержек) = затраты предприятия) + Сумма средних постоянных издержек
Сумма т/о критического розн. Цены = затраты предприятия+ Сумма средних постоянных издержек

Если разделить данное выражение на Сумма т/о критического розн. Цены, тогда:
1= доля + Сумма постоянных издержек обращения / Сумма т/о критического розн. Цены
Сумма т/о критического розн. Цены = сумма постоянных издержек обращения / (1-доля)

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!