OB

Правила определения места на полках

При определении места, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли торговой точки и индивидуальности магазина.
При распределении торговых площадей специалисты начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Так, если предполагается, что в молочном отделе продажи марки «Первый вкус» составят около 5%, ей будет выделено около 5% общей площади на торговом оборудовании. Затем первоначальная оценка меняется и уточняется в соответствии со следующими факторами:
1. Прибыльность различных видов товаров. В глазах производителя вес данного фактора очень велик, недаром фраза «Мы и наш товар поможет вам увеличить вашу прибыль» часто звучит в устах торговых представителей. На первый взгляд кажется, что если марка сока «J7» является самой прибыльной, то ему должно быть отведено больше всего места на полке. Но опытный торговец знает, что расширять пространство под какой-либо прибыльный продукт можно только до определенной степени. Магазин может потерять доход, если не будут удовлетворены покупатели, предпочитающие другие, менее прибыльные сорта. Часто у продавцов, плохо представляющих собой процесс в целом, встречается ошибка – больше всего места отводят самому продаваемому товару, а не товару, имеющему большую долю в прибыли магазина.
2. Размер упаковки самого товара. Часто встречающаяся ошибка – если товар маленький по размеру, то и места ему надо мало. Необходимо организовать пространство так, чтобы маленький размер упаковки хорошо восприниматься.
На полках всегда должны быть в наличии те марки и упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей. Допускать возникновения ситуации, когда отсутствуют наиболее популярные товары, нельзя. Более того, товары должны занимать место на полках в соответствии с уровнем продаж. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации отсутствия наиболее продаваемых товаров.
Итак, эффективный (или сбалансированный) запас организуется по его месту расположения и объему в ассортиментном ряду. Он может находиться:
1. на складе распределительного центра оптового торговца;
2. на складе розничной торговой точки;
3. непосредственно в торговом зале (характерно для традиционных магазинов с торговлей через прилавок);
4. на полке клиента (производителя товара), на принадлежащих ему стеллажах, дополнительном торговом оборудовании и т. д.
Рано или поздно каждый менеджер задает себе вопрос: правильно ли я выделяю столько места на полке под данный товар? Может быть, нужна еще большая площадь, а может быть, наоборот, стоит сократить ее до минимума? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, следует найти оптимальное соотношение между объемами продаж и другими экономическими показателями и местом, которое занимают те или иные товары в магазине.
Общая площадь выкладки магазина исчисляется как сумма площадей всех плоскостей торгового оборудования (горизонтальных, наклонных и вертикальных), предназначенных для показа товаров в торговом зале. При распределении торговых площадей специалисты начинают с того, что каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Так, если предполагается, что в молочном отделе продажи марки «Белый город» составят около 5 %, ей будет выделено около 5 % общей площади на торговом оборудовании. Но в процессе реализации происходит оптимизация размера выкладки в зависимости от ценности категории и отдачи от ее продаж. Оптимальный размер выкладки определяется на основе сравнения продаж товара и выделенного для него места на полке со средними цифрами по магазину. Если продажи с линейного метра в категории ниже среднего, но выше среднего выделенного места — это значит, что для выкладки отведено слишком много места. И наоборот, категории товаров с показателями выше среднего по продажам и ниже среднего по выделенному месту должны быть обеспечены большим пространством на полках.
Место, занимаемое товаром на полке, может измеряться в трех вариантах: по длине полки (линейный метр), фронтальной площади (квадратный метр) и объему (кубический метр) (рис. 18.9). Линейные расчеты наиболее благоприятны, так как продавец, да и сама категория не «наказываются» за то, что продукты расположены слишком высоко или глубоко на полке. Однако некоторые представители розницы используют для расчетов квадратные метры, так как они характеризуют картину, которую видят покупатели. Кубический метр помогает выявить недостающий товар и определить дни поставок.
Один из положительных моментов измерения размера выкладки в разных единицах состоит в том, что менеджер может видеть. Например, мюсли и другие сухие завтраки обеспечивают наибольшие продажи с линейного метра, второе место - с квадратного метра и следующее - с кубического. Учитывая это, стоит задуматься о предоставлении этой категории больше линейных метров, чем квадратных, а также уменьшить глубину полок, избавившись от лишних товарных запасов в зале.
При определении размера выкладки менеджеру важно найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли и индивидуальности магазина. Поэтому размер выкладки, оптимизированный по критерию оборота с линейного или квадратного метра, должен меняться и уточняться в соответствии со следующими факторами:
- Учет требований покупателей.
- Размер упаковки самого товара.
- Величина предложения и объема запасов с учетом сезонных колебаний и пиков. В моменты повышенного спроса на товар (например, на кремы для загара летом) следует расширить отводимое для него место.
Когда проводится рекламная акция или дегустация – товар должен быть в наличии.
Партия товара, поставленная в магазин ранее, должна продаваться в первую очередь. Для пополнения запасов в торговом зале необходимо выбирать продукцию, из партии, поставленной в более ранний срок или сроки хранения которой истекают быстрее. Новый товар назад, имеющийся в перед (на складе и на полке).

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!