Принципы и методологические основы маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Очевидно, что маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и принципах информатики и при его проведении необходимо соблюдать следующие принципы:
• научность, т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;
• системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;
• комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;
• достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;
• объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определенную схему и соблюдать осторожность в их интерпретации;
• эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.
Каждый из этих принципов важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия обоснованных управленческих решений.
Методологические основы маркетинговых исследований неразрывно связаны с методологическими основами маркетинга, которые в свою очередь опираются на общенаучные, аналитико-прогностические методы и методические приемы и подходы, заимствованные из других областей знаний.
К общенаучным методам относятся системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование. Методы исследования в маркетинге обусловлены необходимостью и обязательностью системности и комплексности анализа любой рыночной ситуации, любых ее составных компонентов, связанных с самыми разнородными факторами. Указанные здесь принципы обусловлены тем, что при изучении маркетинговой среды, учитывается не просто информация о ее состоянии, но и стратегические маркетинговые цели и намерения предприятия, только тогда проводимые маркетинговые исследования носят маркетинговый характер.
К аналитическим и прогнозным методам относят экономико-статистические методы, экономико-математическое моделирование (линейное программирование, сетевое планирование и управление, теория систем массового обслуживания), теория вероятностей, экспертные оценки. Сбор информации полностью подчиняется правилам и методам статистического наблюдения. Анализ может быть проведен с помощью различных статистических и экономико-математических методов.
К методическим приемам гуманитарных областей знаний относят приемы и методы психологии, социологии, экологии, эстетики, антропологии, дизайна. Без знаний в этих отраслях трудно проводить исследования по изучению потребителей, групп потребителей, в различных отраслях и направлениях.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!