OB

Психические процессы: мышление

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психологического отношения, устанавливающая связи и отношения между опознаваемыми объектами.
Обобщенный характер связан с тем, что мышление носит знаковый характер, выражается словом, а всякое слово уже обобщает.
Благодаря опосредовательности возможно познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление дает возможность устанавливать связи и отношения, а не отдельные стороны явления.
Мышление разделяется по содержанию:
1. Конкретно-действенное — непосредственно включается в практическую деятельность с опорой на образы. Опирается на действия — это мышление руками. Конкретность мышления объясняется бедностью детского опыта. За каждым словом ребенок представляет себе только тот конкретный предмет, с которым он раньше встречался.
2. Наглядно-образное — мысленный процесс непосредственно связан с восприятием человека окружающей действительности и без него совершаться не может. Наиболее полно это мышление представлено в дошкольном и младшем школьном возрасте, а так же у взрослых, занятых творчекой работой.
3. Словесно-логическое (отвлеченное или абстрактное) — развивается в подростковом образе. Мышление переносится во внутренний план действий.
Мышление разделяется по характеру решаемых задач: практическое и теоретическое.
Мышление разделяется по степени новизны: репродуктивное (наблюдение) и продуктивное (творческое).
Стадии развития мышления:
1. Сенсомоторная — от рождения до двух лет. Младенцы познают мир только по средствам действий.
2. Дооперациональная — от двух до семи лет. Мышление конкретно, эгоцентрично, и потому им трудно классифицировать объект.
3. Стадия конкретных операций — от семи до одиннадцати лет. Дети начинают использовать в мышлении логику. Они могут классифицировать предметы, оперировать материальными понятиями и осмыслить закон сохранения.
4. Стадия формальных операций — от двенадцати лет. Формируется способность оперировать абстрактными понятиями, то есть: мыслительные операции могут осуществляться без конкретной опоры.
Операции мышления:
1. Анализ — расчленение сложного объекта на составляющие его части.
2. Синтез — объединение частей в целом.
3. Сравнение — установление сходства и различия между объектами.
4. Абстрагирование — выделение существенных свойств и отвлечение несущественных.
Формы мышления:
1. Суждение — утверждение или отрицание чего-либо.
2. Понятие — отражает единичное и особенное. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
3. Умозаключение — на основе нескольких суждений делается вывод. Може быть индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному).

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!