Психические процессы: потребности и мотивы

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Мотив — побуждение к деятельности.
Общие черты потребностей:
1. Каждая потребность имеет свой предмет.
2. Каждая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Потребность определяют условия жизни.
3. Потребности повторяются и воспроизводятся.
4. Развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения.
Теория потребностей Симонова подразумевает разделение потребностей на:
1. Биологические — сохранение тепла, экономия сил, продолжение рода, безопасность.
2. Социальные — принадлежность к социальной группе, занять место в группе, стремление к лидерству, внимание и уважение других.
3. Идеальные — познание окружающего мира, информационная.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу:
1. Биологические потребности — необходимы для выживания: голод, жажда, жилье, половое влечение.
2. Потребность в безопасности — защита от страха, неудач, болезней. Очень сильно выражена у детей.
3. Потребность в социальных контактах — потребность в любви, нежности, принадлежности к группе, принятии людьми.
4. Потребности самоуважения — осознание своей значимости.
5. Потребности самоактуализации — потребность самореализации, саморазвития и самосовершенствования.
Особенности теории А. Маслоу:
1. Он разграничивал не отдельные мотивы, а целые их группы.
2. Эти уровни упорядочены в ценностной иерархии, то есть: прежде чем активизируются потребности высшего уровня должны быль реализованы потребности низшего уровня.
Теория Маслоу внесла значительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе:
1. Кто хочет успешно мотивировать других, он должен знать и учитывать их потребности.
2. Человеком руководит не одна изолированная потребность, а ансамбль мотивов: но есть доминирующий мотив, который определяет поведение человека.
3. Употребление потребностей зависит от характера человека, который зависит от воспитания.
При мотивации работника следует учитывать два фактора: уровень потребностей и его характер.
У человека два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Мотивы обучения:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: связанные с содержанием учения и связанные с процессов учения.
2. Мотивы внеурочной деятельности: мотивы долга и ответственности, узколичные мотивы, отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей).
Необходимо также оценивать мотивацию к достижению целей и успеха.
Потребность в достижениях выражается:
1. Настойчивость в достижении целей.
2. Неудовлетворение достигнутым.
3. Стремление сделать дело лучше, чем раньше.
4. Склонность сильно увлекаться работой.
5. Стремление получить удовольствие от работы.
6. Неспособность плохо работать.
7. Неудовлетворенность легкими заданиями.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!