OB

Развитие концептуальных подходов логистики в России

Несмотря на большое число научных российских и зарубежных публикаций по логистике и значительный опыт ее использования в практике предпринимательства, следует признать, что наука логистика находится пока в стадии становления и развития. Это выражается в разных и довольно противоречивых концепциях о сущности логистики, используемых ею методах и сферах применения. Проведенный анализ существующих в российской экономической науке концепций логистики показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития под влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.
В первой их конкурирующих концепций, зародившейся на Западе в середине 20-го века и нашедшей сторонников в основном из числа бывших специалистов «снабженцев», обнаруживается стремление отождествить современные формы материально-технического обеспечения производственной и другой деятельности, а также сбыт продукции в условиях рынка с логистикой. При этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования самих материальных и товарных потоков. Данная концепция является по мнению большинства российских логистов малосодержательной, вульгарной и бесперспективной, так как, во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности этих звеньев безотносительно к конечному результату, во-вторых, способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим положениям по экономике и организации снабжения и сбыта, прикрываясь иноязычным словом «логистика» со ссылками на его семантику.
Вторая, более прогрессивная концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.). Начиная с 60-х годов в экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы, которая реализует сквозные функции управления и регулирования материальных потоков на предприятии-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и заканчивая выходом этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются управление такими ранее независимыми процессами, как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель предприятия. Согласно данной концепции логистика трактуется как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и оптимизации с целью более полного и своевременного обеспечения процесса производства и реализации продукции с наименьшими издержками. Однако эта концепция не распространяется на внутри производственные процессы.
Существует третья cовременная концепция, ориентированная на логистическую оптимизацию всех процессов прохождения материального потока и связанных с ним информационного и финансового потоков на допроизводственных, внутрипроизводственных и постпроизводственных стадиях. Очевидно, что при такой концепции архаичным выглядит деление логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую и распорядительную, внутреннюю и внешнюю. Указанное деление логистической цепи на звенья имеет смысл только в том случае, если звенья оптимизируются не только локально, но и в рамках всех цепи. Именно такая концепция должна получить свою особую нишу в системах научной и практической деятельности. С этих позиций логистика является универсальной методологической концепцией, целевая функция которой – общесистемная оптимизация сквозных потоковых процессов экономики.
Вместе с тем, в данной концепции финансовым и информационным потокам отводится пассивная роль, они являются только отражающим системообразующего материального потока. Каждому материальному потоку в логистической системе соответствует свой финансовый поток противоположной направленности. Оба потока должны быть взаимосвязаны во времени и в пространстве информационным потоком. Несогласованность этих триединых потоков может обернуться для предприятия замедлением движения оборотных средств и значительными потерями. С позиций триединства под системой потоков необходимо понимать континуум – связанное множество входящих в логистическую систему потоков разной экономической природы, с разной интенсивностью, разнонаправленных и т.д. Поэтому нам представляется неудачным и даже методологически неверным говорить о возможности сквозной оптимизации системы потоков.
Главная причина доминирующей сегодня идеи сквозной оптимизации, как нам представляется, несколько устаревшей – отсутствие в науке и практике исключительно важного механизма отражения и регулирования потоковых процессов на всех стадиях воспроизводственной цепи предприятия. Научной базой анализа и синтеза связей между потоками должна быть теория отражения и регулирования, известная в философских подходах к системному изучению проблем производства. Финансовые и информационные потоки необходимо рассматривать не только как отражающие базисного материального потока, но и как способ регулирования отклонений в материальном потоке и во всей логистической системе.
Кроме того, большинство ученых рассматривают логистическую систему как закрытую, без диалектической связи внутренней и внешней среды. Поэтому при построении экономико-математической модели логистической системы необходимо ассимилировать такие характеристики внешней среды, как скидки, запаздывание оплаты (поставки), эффект «ухода покупателя». Такой концептуальный подход позволяет найти оптимальный динамический баланс взаимодействия логистической системы с внешней средой, основанный на отрицательных и положительных обратных связях, оптимальные потери в системе, экономически целесообразный уровень удовлетворения спроса, оптимальные значения запаздывания на каждой стадии воспроизводственной цепи в тесной связи параметрами рыночный среды.
Итак, можно сказать, что в настоящее время, во-первых, в системе кругооборота финансовый и информационный потоки рассматриваются только с одной стороны – как средство отражения материального потока. Во-вторых, отсутствует методология построения исключительно важного механизма отражения и регулирования потоковых процессов, что снижает эффективность управления предприятием. В-третьих, логистический подход к управлению промышленным предприятием сводится к локальному управлению отражающими материальный поток финансовыми и информационными потоковыми процессами в границах замкнутого операционного контура.
Потоковые процессы предприятия, находящиеся в состоянии отражения и регулирования, с системных позиций как объект управления характеризуют следующие основные свойства.
1. Триединство как организационное, технологическое, экономическое и информационное единство.
2. Cложность иерархической структуры.
3. Динамичность процессов, имеющих стохастический характер. В этих условиях возникает необходимость в прогнозном управлении, которое создаст предпосылки для упреждения факторов cреды и принятия адекватных мер с целью активной адаптации предприятия как сложной системы.
4. Отклонение параметров и переменных системы от оптимальных, равновесных значений. С этих позиций критерием эффективности управления предприятием как системой может служить минимизация отклонения фактического состояния от равновесного состояния.
5. Приоритет общесистемных целей над локальными. Примат общесистемных целей над локальными обеспечивает повышенную жизнеспособность системы в меняющейся конкурентной среде. Логистическая организация промышленного предприятия соответствует принципам системной оптимизации, когда организация производственного процесса, синтез системы управления оцениваются по общесистемному критерию эффективности.
6. Интенсивность информационных процессов, обусловленная многочисленными взаимосвязями между управляющей и управляемой подсистемами и воздействием внешней среды.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!