Роль руководителя в процессе внесения изменений

Особо необходимо подчеркнуть роль руководителя в преобразованиях. Именно он и его непоколебимая вера в безграничность совершенствования, опыт, знания, неукротимая энергия и в то же время предусмотрительность, осторожность служат залогом успеха. Руководитель организации, берущий на себя роль лидера преобразований, может быть выходцем из этой организации, а может быть и человеком со стороны. И в той и в другой ситуации есть свои достоинства и недостатки.
В первом случае он хорошо знает сложившееся положение, ее “подводные камни”, пользуется доверием окружающих, которые скорее пойдут за ним, чем за пришлым человеком. Но на нем “висит” груз традиций, симпатий, обязательств, который очень трудно преодолеть и который сковывает преобразовательную деятельность. Новый человек в этом смысле ничем не связан и имеет свежий взгляд на вещи, иной склад мышления, опыт, что позволяет ему предлагать более оригинальные пути решения проблем.
Но тот и другой лидеры могут злоупотреблять навыками, которыми они владеют, применяя их везде, порой без надобности, что на Западе называют «эффектом маленького мальчика с молотком» (тот, научившись пользоваться этим нехитрым орудием, начинает забивать гвозди во что только можно). Поэтому от лидеров преобразований требуется четкий план действий, предусматривающий эффективные альтернативные варианты.
Существует два типа преобразующих лидеров. Первый осуществляет ломку старого, но, находясь под грузом традиций, привычек и не имея четкой программы, обычно не в состоянии осуществить позитивные преобразования. Таким образом, он лишь расчищает место для второго, занимающегося уже вплотную созиданием нового.
Вот какие рекомендации руководителям преобразующихся организаций дает крупнейший американский специалист по управлению такого рода процессами Р. Уотермен:
- переосмыслить собственное отношение к своей роли как лица, отвечающего за руководство людьми, уменьшив непосредственное руководство и увеличив делегирование полномочий:
- относиться ко всем работникам как к главной творческой силе организации, а не только как к научному и управляющему персоналу;
- учиться у своих работников;
- думать о реализации решения, когда оно возникло лишь в виде проблемы; в реальной действительности решения и возможности их осуществления идут рука об руку;
- спрашивать, объяснять, налаживать контакты; чтобы предоставлять полномочия, нужно сообщить людям, чего хотят от них добиться, поинтересоваться их идеалами и найти взаимопонимание;
- служить возбудителем и катализатором перемен, а не мешать им;
- признавать уникальность каждого индивида и иметь ее в виду при определении его обязанностей;
- иметь в виду, что у большинства проблем нет одного наилучшего решения — есть много плохих, которые нужно отсечь; наилучшее решение выберет сам работник;
- понимать, что подлинный источник власти каждого индивида (в том числе и руководителя) над организацией, где он работает, заключается в готовности освободить место;
- найти, в чем можно добиться успеха; нужно выбрать одно дело и постараться стать в нем лучшим;
- сформулировать высокие требования к достижению целей, показать людям свою веру в их способности, вдохнуть в них храбрость;
- не считать, что неудача есть абсолют; нельзя считать что-то неудачей, пока человек сам так не думает;
- всегда иметь возможности для улучшения;
- регулярно составлять и обновлять список проблем и имеющихся возможностей;
- обычно оказывается, что наболевшие важные вопросы либо вполне разрешимы; либо, если за них не взяться, скоро произойдет непоправимое; либо представляют уникальную возможность, и нельзя упускать момент; либо характеризуются одновременно несколькими этими признаками;
- превращать самую нудную работу в увлекательную цель с элементами приключения и авантюры; главное, чтобы решение было оригинальным.
Все это сделает преобразования более соответствующими интересам людей и поможет снизить их сопротивление им.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!