Синектика

Синектика — это метод, в рамках применения которого происходит постепенное «отчуждение» проблемы путем формирования ассоциаций с другими сферами жизни. Если там находится интересное решение, происходит возврат к исходной проблеме.
Поскольку раскрытие творческого потенциала сотрудников чаще всего требует определенного толчка, стимула, рекомендуется поиск отправной точки в совершенно посторонних областях (например, в области техники, общественной жизни природы).
Метод был предложен Вильямом Гордоном и основывается на результатах исследований творческих процессов. Эти исследования показали, что синектика стимулирует творчество, во-первых, потому что ее процесс соответствует фазам естественного творческого процесса, во-вторых, потому что используется типичный для творчества принцип рекомбинации - связи между несвязанными по сути элементами знаний. Метод применяется для всех ситуаций, где необходимо коллективное принятие творческого решения.
Для решения проблемы собирается группа из 5-7 участников, которая интенсивно работает с проблемой в течение 1—2 ч. Работа состоит из следующих этапов:
• вначале происходит постановка проблемы. Участники определяют и структурируют проблему и обобщают имеющуюся по проблеме информацию. Информация и соображения участников записываются на доске;
• анализируемая проблема постепенно «отчуждается» путем применения различных методов формирования ассоциаций. Чаще всего формируются ассоциации из области природы, техники, политики и общества;
• на заключительном этапе происходит возврат к исходной проблеме. Например, если при оптимизации несущих плоскостей самолета возникли аналогии с полетом птиц, необходимо перенести природное решение проблемы в область техники.
Через мышление с помощью аналогий участники развивают способность к пониманию сути проблемы и способность видения проблемы с разных точек зрения. При этом особенно хорошим ориентиром для многих технических решений является природа. Недостаток метода состоит в том, что участники обычно способны провести анализ проблемы с профессиональной точки зрения, однако в силу недостатка знаний в других областях способны сформировать лишь поверхностные аналогии. Успех применения метода зависит также от способности участников выявить взаимосвязи между их проблемой и другими областями.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!