Системы хранения и размещения товаров на складе

Хранение – содержание запасов, обеспечение количественной и качественной их сохранности, рациональное размещение запасов, простота их учета, поиск наименований товаров в зоне хранения, постоянное обновление запасов. Различают три разновидности складов:
- единичного хранения – к каждой единице прямой доступ (крупные детали);
- линейного расположения – этажерочное хранение – стеллажи;
- блочного расположения – штабелированная колонка, ячейка. Штабелирование экономично в плане площади, но затруднен доступ ко всем товарам при минимизации занимаемой площади хранения.
Размещение – укладка поступивших на склад товаров на грузоместа хранения согласно принятой на складе системе размещения товара по технологическому принципу. C ним связано соблюдение сроков снабжения предприятия нужными товарами нужного количества и качества. Размещение влияет на величину складских запасов, поэтому и на затраты. Метод размещения товаров выбирают в зависимости от задач, назначения грузов, способа хранения, необходимости максимального использования объема склада, предохранения от повреждений, доступности ячейки для механизмов, быстрого нахождения товаров. Cпособы:
- сортовой – товары различных сортов размещаются отдельно;
- партионный – каждая партия хранится отдельно;
- партионно-сортовой - каждая партия хранится отдельно, но внутри партии товары различных сортов и видов размещаются отдельно;
- по наименованиям – товары каждого наименования хранятся отдельно.
При размещении товаров используется принцип: чаще спрос – ближе к проходу, когда товары ежедневного спроса хранятся близко к зоне отгрузки. Для реализации этого положения существует правило Парето: на 20% товаров приходится 80% продаж. Исходя из этого для минимальных грузоперемещений на складе выделяются «горячие линии» и зоны для 20% ассортимента с наибольшим спросом, расположенные вдоль проездов и в ближайшем доступе от зоны комплектации, а остальной ассортимент - в холодную зону.
Существует более сложный способ анализа спроса на товар – АВС и ХYZ. Cоотносятся количество товара и его доля в ассортименте: гр.А – 15% ассортимента, 80% от оборота; В – 35% ассортимента, 15% оборота; С – 50% ассортимента, 5% оборота. Далее с помощью ХYZ ассортимент распределяется в зависимости от регулярности спроса: Х – товары с постоянной потребностью и небольшими колебаниями; У – сезонные колебания, средняя прогнозируемость; Z – нерегулярный спрос. На основе определения коэффициента вариации кривых спроса каждого наименования ассортимента разбивают на 3 группы: Х – 55% наименований хорошо предсказуемы с вероятностью 0,9-1; Y – 32% c вероятностью 0,75-0,9; Z – 13% с вероятностью 0-0,75. Затем совмещают АВС и ХYZ и получают матрицу с 9 классами асс., которая показывает для каждого наименования подходящую для него зону размещения относительно зоны комплектации: горячая зона – непосредственная близость (АХ, ½ АY, ½ ВX), теплая зона – небольшое грузоперемещение (ВY, CХ. AZ), холодная зона (СZ, ½ СY, ½ ВZ). Данный метод позволяет сократить время удовлетоврения заявки, трудозатраты. В идеале служащий должен находить товар по названию и адресу, даже не зная его внешнего вида, что очень важно в условиях сжатых сроков удовлетворения заявки.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!