Смысл и эволюция понятия «мотивация»

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, так как является непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей – главная задача при осуществлении мотивации.

Мотивация человека к деятельности – это совокупность движущих сил, находящихся внутри человека и вне его и побуждающих его к осуществлению определенных действий.

Потребности – психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.

Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей.

Мотив становится актуальным, если превращается в главный импульс психологической активности и обуславливает поведение личности. Он порождается определенной потребностью, являющейся конечной причиной человеческих действий. Иногда имеет место борьба мотивов, в которой побеждает наиболее сильный из них, поэтому мотивация – это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека и направление его в нужную для менеджера сторону.

Мотивы, являясь личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности работника. В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов. Индивидуальность работника проявляется при выборе этих стимулов.

Мотивационная структура – совокупность мотивов и их соотношение по степени воздействия на поведение человека.

Мотивирование (мотивация) – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Стимул – это своеобразный рычаг воздействия, вызывающий действие определенных мотивов.

Основные задачи мотивации:

1. Признание труда работников, добившихся значительных результатов.

2. Демонстрация отношений администрации к высоким результатам.

3. Пропаганда качественного труда сотрудников.

4. Применение различных форм признания заслуг.

5. Повышение морального духа через признание.

6. Обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Способы мотивации:

1. Нормативная – побуждение человека к определенному поведению путем идейно-психологического воздействия: убеждение, информационное внушение, психологическая зарядка.

2. Принудительная – основывается на использовании власти и угрозе снижения удовлетворения потребности работника в случае невыполнения им требований руководителя.

3. Стимулирование – воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ и стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два способа считаются прямыми, так как предполагают непосредственное воздействие на человека. Третий косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов (стимулов).

Мотивы формируются если:

1. В распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующих социально обусловленным потребностям человека.

2. Для получения этих благ необходимы трудовые усилия человека.

3. Если трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!