Состав методов исследования и их классификация

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное использование способствует получению достоверных и полных результатов исследований возникших в организации проблем. Всю совокупность методов исследования можно разить на три большие группы:
1. Основанные на использовании знаний и интуиции специалистов:
- метод «мозгового штурма»;
- метод типа сценариев;
- метод экспертных оценок;
- деловые игры;
- морфологические методы;
- метод типа «Дельфи».
2. Методы формализованного представления систем – эти методы основываются на использовании материальных, экономико-математических методов и моделей ИСУ. Среди них выделяют:
- аналитические, включая методы классической математики;
- статистические, включающие: математическую статистику, теорию вероятностей, теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний и другие методы статистического имитационного моделирования;
- теоретико-множественные: логические и лингвистические. Разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки различных языков моделирования, автоматизации проектирования и информационно поисковых языков;
- графические: теория графов, графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и так далее.
Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили методы математического прогнозирования и статистические методы.
3. Комплексированные методы:
- ситуационное моделирование;
- комбинаторика;
- топология и другие.
Эти методы сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.
4. Методы исследования информационных потоков.
В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но методы всегда можно классифицировать по рациональным классификационным признакам:
1. Философский подход:
- методы математической диалектики (всеобщие);
- общие: теоретические и эмпирические;
- частные.
2. Сложность:
- простые (однозначный способ исследования);
- сложные (комбинация простых методов).
3. Охват явлений:
- общие;
- частные.
4. Области применения:
- физические;
- химические;
- биологические;
- экономические и так далее.
5. Точность результатов исследования:
- достоверные;
- вероятностные.
6. Структура:
- алгоритмические;
- эвристические.

7. Содержание:
- математические;
- статистические;
- экономические;
- технические;
- социологические и другие.
8. Стадии развития исследования:
- подготовительные;
- исследовательско-проектные;
- внедренческие.
9. Направления использования:
- методы обследования (сбора данных);
- методы обработки и анализа информации;
- методы формирования решений;
- методы обоснования решений;
- методы реализации решений.
10. Отношение к теории и опыту:
- теоретические методы (формализация, идеализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и другие);
- эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и другие);
- теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и политический метод).
11. Отношение к источнику получения информации:
- интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователя);
- формализованные (основанные на формализованном представлении объекта исследования);
- комплексированные (основанные на использовании интуитивных форм и методов).
12. Охват научного инструментария:
- общенаучные;
- частнонаучные.
13. Отношение к науке и особенностям управления:
- общенаучные, использующие современный научный аппарат;
- специфические, основанные на специфике управления, и учитывающие его особенности;
- диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические и технологические приемы.
Отношение того или иного метода к какой-либо квалификационной группе всегда является относительным и условным, так как все методы во многом взаимосвязаны между собой.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!