OB

Современные тенденции развития ЛИС. Part 1

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.
Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между самими компьютерами.
Логическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:
• быстрый и надежный, предпочтительнее автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;
• структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия.
Электронный обмен данными — процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие между компьютерами различных компаний. Чтобы реализовать эти возможности, компании заключают стандартные протоколы обмена и заключают между собой договора.
Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируют в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов.
1. Система EDI —внутренняя система обмена данных при помощи локальных информационных источников , для исключения бумажного обращения документации, Идея систем EDI заключается в стандартизации документов и представлении их в виде, удобном для компьютерной обработки. Коренное отличие систем EDI от систем электронного документооборота состоит в том, что EDI системы - это межведомственные системы обмена (подачи) электронными документами, использующие строго стандартизированные правила составления электронных документов. А система электронного документооборота - это системы, как правило, разрабатываемые в рамках одной корпорации или предприятия, обмен в которых осуществляется по средствам распределенных СУБД (RMDB).
Использование EDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех преимуществ EDI необходимо связать все ЗЛС, а также потребителей и других внешних пользователей логистической информации телекоммуникационными каналами. Эта связь осуществляется за счет фирменных локальных сетей, коммерческих и некоммерческих телекоммуникационных сетей, действующих в пределах региона, страны или глобальных.
Непосредственная выгода применения EDI в ЛС проявляется в следующих основных моментах:
♦ возрастании производительности в операционном менеджменте;
♦ улучшении канальных взаимоотношений между ЗЛС;
♦ возрастании производительности внешних подсистем ЛС;
♦ возрастании способности к полной интеграции действий ЗЛС;
♦ уменьшении операционных и административных издержек.
Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных — за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; уменьшения административных затрат.
Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.
2. Глобальная система спутниковой связи Inmarsat-С обеспечивает:
• прямую и быструю связь с диспетчерским пунктом;
• хранение сообщений в базе данных;
• возможность получать информацию о местоположении и состоянии транспортного средства и груза;
• соединение с сетью передачи данных Х.25 и телексной связью;
• групповой вызов транспортных средств.
На начало 1995 г. в мире эксплуатировалось около 150 видов систем слежения и диспетчеризации транспортных средств, причем более половины из них использовали для определения местоположения автомобилей датчики спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR. Система GPS NAVSTAR является на сегодняшний день самой современной радионавигационной системой, обеспечивающей высокоточное определение координат, скорости и времени в любом месте земного шара 24 часа в сутки. Возможности этой системы позволяют определить местонахождение транспорного средства с точностью до 100 м, а при относительных измерениях — до 2–5 м.
Приемник GPS сигналов, расположенный на подвижном объекте, определяет его координаты и скорость, которые посредством радиосвязи передаются на центральный диспетчерский пункт. Навигационная информация может также дополняться данными от различных датчиков, устанавливаемых в автомобиле (сигнализация и т.п.).
Высокоточная информация о скорости и местоположении транспортного средства накладывается на электронные карты дорог на центральной рабочей станции, осуществляющей слежение (диспетчеризацию). Любое транспортное средство может быть точно и однозначно определено, независимо от того, находится оно «на» или «вне» маршрута. Информация о местоположении, скорости и состоянии транспортного средства сохраняется в базе данных и может быть использована для дальнейшего анализа. Скорость поступления информации от каждого транспортного средства такова, что диспетчер контролирует обстановку практически в реальном времени.
Система спутниковой связи Inmarsat-C обеспечивает двухстороннюю передачу текста и данных фактически из любой точки Земли. Четыре геостационарных спутника обеспечивают охват всей планеты по долготе и до 75° по широте. Связь осуществляется через Береговые Наземные Станции, которые позволяют направлять сообщения в различные сети передачи данных, телефонные сети, телексные сети или подвижному абоненту, имеющему зарегистрированный терминал Inmarsat-C. Специально для транспортных применений Inmarsat-C позволяет передавать короткие сообщения, например, о местоположении транспортного средства и состоянии датчиков по более дешевому тарифу и за более короткое время. Кроме того, возможна организация группового вызова (передача сообщений группе автомобилей), заданной группе пользователей или даже группе, расположенной в указанном географическом регионе.
В качестве примера рассмотрим основные характеристики системы диспетчеризации и спутниковой связи LOGIQ Dispatch, разработанной голландской фирмой SIMAC SYSTEMS bv.
Система предоставляет следующие возможности:
Диспетчеру:
• оперативная связь с транспортным средством через систему спутниковой связи Inmarsat-C;
• контроль местоположения транспортного средства на электронной карте;
• контроль состояния автомобиля и груза по данным с разнообразных датчиков, устанавливаемых на транспортном средстве.
Водителю:
• оперативная связь с диспетчером не выходя из автомобиля, из любой точки маршрута и даже в движении.
Так как диспетчер постоянно имеет точную информацию о местоположении автомобиля и его состоянии, появляется возможность попутной загрузки, таможенные документы готовятся еще до прибытия автомобиля на таможню. Использование системы позволяет повысить безопасность перевозок, оперативно реагировать на разнообразные дорожные ситуации, повысить дисциплину водителей и т.п.
Система LOGIQ Dispatch включает в себя следующее оборудование:
• Galaxy Land — станция спутниковой связи стандарта Inmarsat-C;
• специализированный бортовой компьютер MDT;
• набор датчиков на транспортном средстве;
• программное обеспечение LOGIQ Dispatch Interactive;
• набор электронных карт на выбранную территорию;
• возможно подключение к выделенной цифровой линии сети передачи данных Х.25 на диспетчерском центре.
Перспективным направлением развития логистических ИКТ (в частности, при транспортировке грузов) является использование глобальной некоммерческой сети Internet. За рубежом известно достаточно большое количество ЛИС, использующих возможности Internet. В нашей стране сейчас ведутся активные разработки различных логистических Internet-приложений, в частности, на транспорте.
Принцип работы системы заключается в предоставлении потребителям транспортных услуг и логистическим посредникам в транспортировке компьютерного доступа в «on-line» режиме:
♦ к Web-страницам специализированной базы данных с информацией, необходимой для функционирования логистических посредников;
♦ к разделу поиска клиентов, заключения и оформления сделок на перевозку грузов;
♦ к аналитическому разделу логистического центра региональной (территориальной, ведомственной, отраслевой) транспортно-логистической системы;
♦ к удаленным приложениям (пакетам программ) сервера логистического центра (технология Internet — PROGRESS).
Преимуществами использования сети Internet в данной системе являются низкая стартовая стоимость, простота эксплуатации, отрытость для синхронизации перевозок всеми видами транспорта, что особенно актуально для интер- и мультимодальных перевозок, возможность выхода на международный рынок для заключения сделок. Открытость системы обеспечивает клиентам большие возможности не только для заключения сделок, но и для рекламы своей деятельности. Практические возможности и ресурсы Internet, такие как WWW, JAVA-апплеты и аппаратно независимая система доступа к распределенным базам данных и приложениям PROGRESS позволяют уже сегодня создавать эффективные логистические ИКТ в транспортировке.
3. Штриховое кодирование — один из видов автоматической идентификации лекарственных средств, при котором используется метод оптического считывания информации, обозначающей товар в виде комбинации параллельных темных штрихов и светлых полос согласно определенной системе. Главной задачей обозначения товаров штрих-кодами является рационализация продажи и распределения товаров, независимо от страны их происхождения, места сбыта и расположения складского хозяйства.
Машиночитаемый штриховой код (bar-code) — это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.
Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:
• оперативно получить полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой единице, единице хранения и т.п.);
• получить информацию о производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе, логистическом посреднике;
• осуществить контроль и мониторинг с помощью информационно-компьютерных систем за продвижением каждой единицы продукции (укрупненной грузовой единицы или SKU) на любом участке логистической цепи (канала, сети);
• осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых и других документов в логистическом менеджменте;
• обеспечить автоматизированный учет наличия, расходования и движения MP, НП, ГП на складах, производственных участках и других подразделениях ЛС;
• снизить затраты, существенно упростить и ускорить процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей; процедуры управления запасами продукции в производстве и дистрибьюции;
• обеспечить точность и достоверность логистической информации о материальных потоках;
• повысить эффективность процедур, контроля качества продукции и логистического сервиса;
• облегчить процедуры маркетингового анализа спроса и рынка для заданного ассортимента товаров.
По оценкам западных экспертов в области международной торговли в настоящее время затраты, связанные с обработкой бумажных документов, составляют от 3,5 до 15% от цены товара. Введение систем автоматизированной индикации на основе сканирования штрих-кодов позволяет снизить эти затраты до 0,5–3%.
Данные сканирования широко применяются персоналом логистического менеджмента зарубежных фирм в так называемой концепции «Direct Product Profitability» (DPP) — «прямая прибыльность продукта (товара)». Эта современная концепция заключается в определении прямой прибыли от продажи конкретного товара конечному потребителю, т.е. основана на учете всех элементов добавленной стоимости продукта от склада ГП предприятия-изготовителя до конечного потребителя-покупателя. Таким образом в концепции DPP отслеживаются с помощью ИКТ и сканирования штриховых кодов проданных товаров составляющие добавленной стоимости (чистая прибыль) каждого логистического посредника и общая чистая прибыль фирмы-производителя товара. Анализ, проведенный зарубежными фирмами свидетельствует, что около 76% издержек в розничных магазинах приходится на обработку товаров. Использование технологии DPP и сканирования штриховых кодов позволяет получить объективную оценку каждой логистической составляющей издержек и определить пути их снижения.
Технологии DPP и сканирования заложены в основу самой современной интегральной логистической концепции «Product Channel Management», которую многие эксперты на Западе называют «Следующей Революцией в Логистике».

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!