OB

Специфические методы исследования

Специфические методы исследования:
1. Рефлексионный метод.
Рефлекс – физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющиеся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. В течение жизни условные могут трансформироваться в безусловные.
Рефлексия – полное сомнений и колебаний размышление: анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних состояний. Мыслительная деятельность человека может быть разбита на две зависимые друг от друга функции: пассивную (функцию обдумывания) и активную (функцию участия).
При выполнении пассивной функции восприятие участников процесса зависит от ситуации, в данном случае ситуация выступает независимой переменной. При активной функции восприятие влияет на ситуацию, здесь независимой переменной выступает мышление человека. Эти две функции по своей направленности являются противоположными, но могут выполняться как отдельно, так и одновременно.
Например:
пассивная – обучение на основе опыта других исследователей; активная – определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры рынка.
При одновременном выполнении указанных функций они интерферируют друг с другом, и тогда независимая переменная одной функции становится зависимой для другой. При этом они взаимодействуют друг с другом, то есть: ситуация и знания исследователя являются зависимыми переменными и первичное изменение приводит к наступлению дальнейших изменений, как в самой ситуации, так и во взглядах участников.

Рефлекторный – реагирующий на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам.
Обычно системы управления носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев при проведении исследований всегда можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная система управления реагирует на одно и то же воздействие неоднозначно многовариантно. Нерефлекторной система становится при потере устойчивости в результате не трудоспособности/работоспособности какого-либо элемента, отказов технических средств управления, стрессовых состояний менеджеров и тому подобное.
Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных случаях, так как действие индивидуума трудно прогнозировать при наличии у него стресса, ситуацией риска и тому подобное.
Следовательно, исследование любой системы управления должен предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействие и нерефлекторное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого и техногенного фактора. Для рефлекторной области системы управления, то есть: в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться более математическими методами. Для нерефлекторной области (методы психологии, мотивации, теории вероятностей, катастроф и тому подобное) более конструктивным является подход, содержащий взвешенный баланс рефлективности и интуитивности.
2. Методы социального исследования – эти методы позволяют оценить состояние системы управления по фактору реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношение к существующим проблемам и понимание этих проблем. Социальные исследования могут иметь вид наблюдения, интервьюирования, анкетирования. Если социальные исследования подготовлены и проведены достаточно корректно, то они могут дать богатую информацию для исследования.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!