Сравнительный анализ устаревшей и современной концепций управления

Концепции управления – научные модели менеджмента (идеи, школы, учения), используемые для построения системы управления в организации.
Современные школы менеджмента:
1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук – 30-50 гг. Авторы Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Коллектив рассматривается как социальная группа, изучается поведение людей в организациях, разработана теория человеческих отношений, которая сводилась к следующим положениям:
- необходимо развивать у рабочих чувства не только индивидуальной, но и коллективной ответственности за результаты работы;
- необходимо формировать общие цели и интересы для всего коллектива работников;
- необходимо переходить от авторитета власти к авторитету профессионализма.
2. Теория принятия решений и количественный подход (эмпирическая школа) – 50-70 гг. Авторы Питер Друкер, В. Леонтьев. Разработана количественная теория принятия решений, широко использовались экономические методы и модели производственной концепции.
3. Системный и ситуационный подходы (школа социальных систем) – 70-80 гг. Авторы Саймон, Бернард, Барсенсон. Глубоко раскрыт метод системного подхода и анализа, а так же анализа социально-экономических систем. Разработана теория организации, изучены законы ее функционирования, исследовано внешнее и внутреннее влияние среды организации на процесс управления.
4. Теории стратегий инновации и лидерства - 70-90 гг. Авторы Портер, Маслоу, Акофф. Разработаны стратегии организации в рыночной экономике, как основы ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства.
5. Теории устойчивого лидерства и глобального менеджмента «без границ» - 80-90 гг. Авторы Грейсон, Питерс, Уотерман. Авторы доказывают необходимость мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды. Модель оптимального функционирования экономики, глобализации и интернационализации менеджмента.
6. Концепция управления по целям – 50-е гг. Питер Друкер. Необходимо сначала формулировать цели для предприятия, а затем определять функции и строить систему отношений между звеньями организации.
7. Концепция самоуправляемого коллектива (Питер Друкер) – на предприятии целесообразно создавать коллективный орган управления, в который должны входить представители разных групп работников. Менеджер должен решать производственные и социальные проблемы коллектива, что может сопровождаться повышением результативности организации.
8. Концепция управленческой элиты (Питер Друкер) – менеджмент организации во многом определяет динамику развития не только данной организации, но и общества в целом. Поэтому, менеджмент должен брать на себя решение ряда социальных проблем на уровне региона, страны.
9. Питерс и Уотерман в 80-е гг выдвинули концепцию семи «С», которая определяет ключевые факторы успеха фирм:
- стратегия – правильно выбранное направление развития на перспективе;
- система – комплексный подход к принятию управленческих решений;
- структура – разбиение управления на элементы;
- стиль руководства – соответствующий сложившейся ситуации;
- квалификационный штаб сотрудников;
- система социальных ценностей – соответствующая данной организации.
Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали крупнейшие национальные и транснациональные корпорации. Им требовались методы, которые, с оной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения, оптимально использовать все ресурсы компании, с другой – помогали бы сохранить сложные организационные отношения между всеми составляющими.
Формирование школы науки управления (с 1950 по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание её сложности. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учёными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:
- методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;
- алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и т. д.;
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:
1) отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т. д. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды.
2) использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве её составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия.
3) использование ситуационного подхода к управлению.
4) признание социальной ответственности менеджмента.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!