OB

Стратегические альтернативы периода отраслевого спада

На стадии спада когда спрос начинает падать, связующая структура олигополистического рынка нарушается. Снижающаяся рыночная доля означает более низкие уровни продаж и прибыли, избыток мощности и др. При таких обстоятельствах вполне вероятно, что конкурентное действие, зачастую ценовая война, приведет к тому, что уровень продаж сохранится, что, в свою очередь, означает на снижающемся рынке зарабатывание рыночной доли.
В этой ситуации наиболее вероятные шаги для сильных компаний — это увеличение рыночной доли, возможно через серию приобретений, которые потребуют частичного или общего снижения активов.
Для тех компаний, которые имеют среднюю или слабую силу, доходность, вероятно, будет низкой, и поэтому «выборочное сжатие» или процесс выхода являются наиболее подходящим выбором.
В период спада отрасль испытывает устойчивое абсолютное сокращение объема продаваемой продукции в течение длительного периода времени.
Возможный спектр стратегий:
1. Стратегия лидерства (приобретение лидирующей позиции в отношении доли рынка)
2. Стратегия занятия ниши (создание и защита сильной позиции в определенном сегменте)
3. Стратегия сбора урожая (контролируемое изъятие капиталовложений с использование преимуществ сильной позиции)
4. Стратегия быстрого выхода (ликвидация капиталовложений на наиболее раннем этапе спада)
Возможны две основные стратегии в отношении товара, находящегося на стадии упадка.
Стратегия «жатвы» предполагает сокращение маркетинговых расходов почти до нуля и продолжение продаж марки по инерции, полагаясь на покупки приверженных покупателей. Возрождение марки. Стратегия возрождения марки означает возвращение к жизни популярной марки, с которой «снимали урожай» или которую перестали производить. По мнению менеджеров, намного дешевле возродить марку, чем создать новую.
Выбор оптимальной стратегии при спаде зависит от анализа пяти составляющих: перспектив рынка, взаимосвязи с другими направлениями бизнеса, интенсивности конкуренции, позиции фирмы, барьеров выхода из отрасли.
Стратегию сокращения обычно используют компании, имеющие слабые конкурентные позиции. В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения:
1. Для того чтобы продолжать существование, компания может превратиться в дочернюю фирму своего клиента, уменьшая тем самым расходы на маркетинг и другие функциональные сферы и получая надежные контракты в обмен на утрату независимости.
2. Распродажа части активов. Это может иметь смысл для широко диверсифицированной компании, если ее проблемы связаны с плохими результатами функционирования отдельной бизнес-единицы или семейства продуктов. Успешная распродажа активов может дать средства для погашения части долгов.
3. Если компания имеет наихудшую позицию в отрасли с низкой привлекательностью, то возможным единственным решением может быть ликвидация предприятия. Все активы распродаются, и после уплаты по обязательствам остаток делится между акционерами,
Можно дать такие рекомендации для предприятий отраслей на стадии спада:
- рассматривать спад как потенциальную возможность для изменения стратегии (сокращение выпуска неперспективной продукции, поиск новых рынков и т. д.);
- избегать изнурительных войн с конкурентами и не «собирать урожай», не имея для этого определенного потенциала.
В заключение важно оценить состояние зрелости отрасли и вероятные пределы фазы зрелости.

Лидерство — лидером становится одна из немногих фирм на переживающем слад рынке. Это может означать быстрый уход других компаний с рынка, например, путем их продажи или разорения. Для дезинформации конкурентов рекомендуется поддерживать взгляд, что дела быстро приходят в упадок, что отрасль не перспективна; рекомендуется найти сегмент рынка, в котором спрос будет стабильным, медленно сокращаться или даже расти; «сбор урожая» — управляемое сокращение инвестиций с целью максимизации потоков доходов; «быстрое избавление» — рекомендуется быстро уйти с рынка, пока еще можно избавиться от активов или их части.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!