OB

Теории подкрепления и социального обучения

Содержательные теории мотивации позволяют раскрыть сущность процесса мотивации. Однако не носят инструментальный характер, так как не позволяют менеджеру выявить уровень потребностей и степень удовлетворения, поэтому больший интерес вызывают прикладные теории мотивации: подкрепления, социального обучения и постановки целей.
Теория подкрепления основана на законе следствия, согласно которому человек склонен воспроизводить образцы поведения, которые имели для него положительные последствия, и избегать образцов поведения, имеющих негативные для него последствия. Таким образом, менеджер может воздействовать на поведение работника, манипулируя последствиями.
Ключевой момент – подкрепление – любое поведение, которое вызывает повторение или отказ от применения каких-либо образцов поведения.
Виды подкрепления:
1. Положительное – вознаграждение желательного поведения работника.
2. Негативное – ситуация, когда работник ведет себя правильно с точки зрения менеджера для того, чтобы избежать неприятностей и постепенно привыкает к этой модели поведения.
3. Наказание – управление неблагоприятными последствиями с целью предотвращения нежелательного поведения.
Согласно теории подкрепления для мотивирования персонала целесообразно использовать позитивное подкрепление, а негативное – только в исключительных случаях, так как:
- наказание не дает описания правильного поведения,
- наказание может вызывать неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе,
- работник не всегда может понять причину наказания.
4. Торможение – отказ от применения положительного подкрепления.
Применение теории подкрепления сводится к следующему:
- изучить поведение работников,
- разработать стандарты поведения и довести их до сведения работника,
- оценить возможность следования работника этим стандартам, учитывая уровень квалификации, способности, выделенные ресурсы,
- разработать график подкреплений и четко его придерживаться,
- определить характер и объем вознаграждения,
- обеспечить минимальный разрыв во времени между проявлением правильного поведения и получения вознаграждения.
Группы графиков подкрепления:
1. Постоянные – поощряют каждое проявление желательного поведения.
2. Частичные – поощряют несколько проявления правильного поведения.

Таблица – Графики подкрепления

Достоинства теории подкрепления: позволяет менеджеру эффективно управлять трудовой мотивацией работников.
Недостатки:
- менеджеры могут манипулировать работниками в своих интересах,
- ограниченность применения: не всегда понятно, что такое желательное поведение, и не всегда можно построить графики подкрепления,
- использование теории противоречит стремлению индивида к независимости.
Теория социального обучения состоит в том, что любой индивид сознательно выбирает модель поведения, при этом нацелен воспроизводить эффективное поведение своих коллег.
Менеджеры рассматривают действия подчиненных как модель поведения и, в соответствие с этим выстраивают собственную модель. Таким образом, в организации происходит постоянный формальный и неформальный обмен информацией, способствующий формированию эффективной модели поведения.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!