OB

Типы мышления. Часть 1

Типология мышления по различным критериям:
1. Динамика:
- догматическое – мышление, приверженное какой-либо идее, без оценки ее актуальности, превращение идеи в главный системообразующий фактор. Явное нежелание критически переоценивать исходную идею;
- стереотипное – переносное мышление, которое характерно людям, склонным мыслить принятыми шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности и потерять ориентиры оценок;
- гибкое – это мышление, способное меняться в соответствии с развитием науки и практическими потребностями эффективной деятельности.
2. Индивидуализация:
- индивидуализированное – мышление, в котором наиболее ярко, а иногда и остро, проявляются черты личности, индивидуальность, неординарность. Для менеджера оно должно сочетаться с чувством ответственности и быть направлено в область творческого подхода к решению проблем;
- коллективизированное – мышление, реагирующие на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующие в коллективе.
3. Приоритеты знаний:
- гуманитарное – отдает предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и своим инструментарием выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситуациями, объяснение образом, характеризующим поведение;
- математическое – построено на логике символов, предельной абстракции, четкости, в осмыслении зависимостей и моделировании общности;
- технопрактическое – построено на сведении всех связей и явлений к таким, которые существуют в технических устройствах – простым причинно-следственным связям. При исследовании социально-экономических систем это может привести к упрощению реальных процессов, исключению из исследования связей опосредованных, косвенных, ситуационных, периодических и других.
4. Методология:
- аспективное – этот тип характеризуется поиском какого-либо главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на остальные аспекты. Недостаток – одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязей ее различных аспектов;
- системное – помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характерами, найти системообразующий фактор, увидеть явно не видимые аспекты проблемы, спрогнозировать поведение ее элементов;
- концептуальное – это разновидность системного мышления. Отличается от него повышенным вниманием к формированию концепций, предполагает всесторонний учет исследуемого явления на основе комплекса принципов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют «от потери сущности» в процессах анализа, оценок, изучения явлений.
5. Абстрактность:
- теоретическое – характеризующее стремление к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теории, определению общих принципов и признаков объективности тех или иных выводов и результатов исследования, универсальности положений и формулировок. Недостаток – опасно таким абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму неоправданному глобализму;
- эмпирическое – отдает предпочтение опыту, ограничивает обобщение опытом и опирается в оценках только на результаты опытов;
- фактологическое – проявляется в оценке и систематизации фактов, построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Недостаток – при искусственном увеличении того или иного факта возникает опасность замены научного объяснения фактологий, которое не всегда стимулирует поиск, распознавание и глубокое осмысление фактов.
6. Механизмы мышления:
- ассоциативное – функционирует по средствам разнообразия ассоциаций, то есть: возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности. Часто это мышление помогает создавать новые знания в пограничных сферах науки, распознавать проблемы, не имеющие «чистой принадлежности» к той или иной области знаний. Недостаток – опасность механистического переноса знаний из одной области науки в другую, подмены понятий;
- интуитивное – построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и выводы труднообъяснимы;
- непосредственное – заключается в прямом осмыслении фактов действительности и категории науки. Если и использует ассоциации, то чаще всего близкие по смыслу.
Типы мышления – часть 2.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!