Типы мышления. Часть 2

Типология мышления по различным критериям:
7. Способы мышления:
- эвристическое – построено на восприятии и объяснении действительности по средствам слов, понятий, терминов, обычного языка общения людей и изложения их мыслей;
- абстрактно-знаковое – оно пользуется такими обозначениями – знаками явлений и событий – и оперирует этими знаками в построении моделей существования и поведения явлений, причем эти знаки необязательно имеют материальную форму и подчиняются математическим способам моделирования;
- образное – построено на восприятии и представлении действительности в виде совокупности образов.
8. Направленность в оценках:
- критическое – характеризуется поиском отрицательных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценками явлений с позиции негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к недостаткам;
- позитивное – направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, являющихся скрытыми признаками развития;
- конструктивное – направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Оно не останавливается ни на чем: ни на критических моментах, ни на позитивных аспектах. Это более сильный и ценный тип мышления.
9. Характер воспроизведения действительности:
- репродуктивное – построено на прямом воспроизведении действительности, и его главной проблемой является реактивность и точность такого воспроизведения;
- аналоговое – воспроизведение по аналогии, постоянный поиск тождества или различия явлений, проблемы для более глубокого их понимания и осмысления;
- творческое – это как бы более высокий уровень аналогового мышления, оно включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий.
10. Целевая установка:
- научное – ориентировано на поиск закономерностей, формулировку научных положений, развития науки, приемлет научную методологию анализа и оценки явлений;
- практическое – имеет установку на практические решения проблем, отбор проблем здесь происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости;
- прагматическое – имеет ежеминутный успех, в серьезных исследованиях оно малоэффективно, то есть: не способно достаточно глубоко и перспективно оценивать и решать проблемы.
11. Роль опыта:
- эмпирическое – по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опытом;
- аксиоматическое – по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств;
- диалектическое – опирается на критерии противоречия, различении качества и количества, общего и частного. Главным отличительным признаком является поиск противоречий и пути их разрешения.
12. Проблемность:
- стандартное – оперирование готовыми рецептами, общепризнанными положениями, устоявшимися понятиями;
- проблемное – (аналитическое) – определение проблемы как главное единицы мышления, как его основы;
- смешанное – сочетание стандартного и проблемного типов мышления.
Типы мышления – часть 1.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!