OB

Транспортные издержки и тарифы

Составной частью системы цен за логистические услуги являются грузовые тарифы. Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.
Все затраты связанные с транспортировкой можно разделить на 2 вида:
1) Постоянные, которые на прямую не зависят от объема перевозимого груза.
К постоянным можно отнести:
- затраты на содержание дорог, шоссе, и т.д.,
- затраты на содержание транспортных терминалов (вокзалы, станции),
- содержание транспортного оборудования,
- затраты на управление транспортировкой.
2) Переменные - связанные с объемом перевозимого груза пропорционально. К переменным относят:
- затраты на топливо,
- оплата труда,
- техническое обслуживание транспортных средств и оборудования,
- затраты на погрузку/разгрузку.
Транспортные тарифы - это плата и различные сборы, которые взыскиваются за перевозку за перевозку грузов. Тарифы рассматриваются как форма цены за транспортную услугу, тарифы должны обеспечивать возмещение затрат и получение прибыли. Традиционно тарифы делят от способа их формирования на 2 группы.
1) Тарифы по отношению к перевозимому объему. Данный вид тарифов исключают, когда увеличение объема перевозимого груза обеспечивает перевозчику снижение общих издержек. При формировании тарифов таким образом можно выделить 2 случая:
-оговаривается мин объем груза: при перевозке V кратных таре, либо вместимости транспортного средства.
-когда помимо V учитывается номенклатура перевозимых грузов.
2) Тарифы по отношению к расстоянию. Выделяют 3 вида тарифов:
1. Единый тариф - не зависит от расстояния и перевозки и действует вне зависимости от пункта отправления или назначения (почтовое отправление) Это обосновано тем, что большая доля затрат приходится на затраты по переработке в конечных пунктах (до 90 %).

2. Пропорциональные. Они являются компромиссом между затратами на обслуживание и легкостью назначения тарифов. Пропорциональные тарифы дают преимущества на короткие расстояния. Фирма невыгодность коротких перевозок компенсирует доходами, которые будут получены от дальних перевозок.
3. Сужающиеся тарифы характерны для ж/д транспорта по той причине ,что основными в структуре издержек - являются постоянные издержки. Чем больше расстояние, тем меньше постоянных издержек приходится на км. пути.

Тарифы включают в себя:
• Непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов.
• Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить, с одной стороны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных услуг выгодность связей транспортом общего пользования.
При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям:
• перевозки различных грузов;
• перевозки различными видами транспорта
• перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта
Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеуказанных причин это вызвано неустойчивостью затрат на производство транспортной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от:
• дальности перевозок;
• степени использования живого и овеществленного труда;
• технической оснащенности;
• уровня производительности труда;
• деловой активности и т.д.
В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказывают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие: грузоподъемность; загрузка транспортного средства; род груза; вид груза; размер отправки; скорость перевозки; расстояние перевозки и др.
Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле
Т = С + П,
где Т - размер тарифной ставки; С - себестоимость перевозки;
П - прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции.
Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Цена - один из ключевых факторов, который совместно с качеством и обслуживанием формирует у покупателя определенный взгляд на продукцию. Хотя обычно логистики непосредственно не участвуют в выборе ценовой политики, их рекомендации, несомненно, влияют на решения, принимаемые в ходе установления цен, так как цена часто зависит от географического положения и действующих транспортных тарифов. Проблема ценообразования - комплексная, она включает многие аспекты экономической теории, теории поведения покупателей, теории конкуренции и многих других.
Методы тарифного ценообразования:
1. Свободное ценообразование. Данный метод основывается на определении местонахождения, где цена будет эффективной. Самые распространенные методы:
а) свободная цена производства. Устанавливается по месту производства. Если транспортировку организует покупатель, то он несет расходы по доставке товаров от места расположения производителя до места потребления данного товара. Если доставкой товара занимается производитель, то стоимость транспортировки будет добавляться к стоимости товара. Покупателя уведомляют об этом. Как правило, доставку ведет производитель в виду большей компетентности и возможностей.
б) свободная цена потребления. Цена заведомо включает в себя транспортные издержки. Определяется она месторасположением покупателя и транспортными тарифами. В данном случае транспортное обеспечение полностью выполняется поставщиком. Предполагается, что он достигает большей экономической эффективности, чем покупатель, так как у последнего нет возможностей и желания заниматься доставкой.
2. Поясное (зонное) ценообразование. Для компаний, работающих с тысячами покупателей, политика тщательной разработки индивидуальной цены не так уж важна. А требуется выработать системный подход к образованию цены. Поясной подход предполагает разделение покупателей по географич. признаку. Установление цены происходит так:
- становление свободной цены производства,
- разбиение покупателей по географическому признаку,
- определение транспортного тарифа для каждого пояса в завис. от вида транспорта и объема поставок,
- определение транспортных издержек, которые вместе со свободной ценой составят окончательную цену.
3. Единые цены. Одна цена для всех покупателей, независимо от их местоположения. Не учитывает реальные транспортные затраты, а усредняет их. Учебники, почтовые отправления.
4. Методы, уравнивающие транспортные расходы. Причина использования - конкуренция. Если две фирмы имеют одинаковые затраты на производство, но расположены разноудаленно от рынка сбыта. Та, которая находится дальше, вынуждена снижать свою прибыль за счет транспортных издержек, но в то же время стремиться к покрытию издержек на перевозку товара, но в то же время иметь цену, обеспечивающую конкурентоспособность.
5. Метод базисной точки. Причина использования - конкуренция. Для определения цены устанавливается отправная (базисная точка). Расчет ведется так, как будто товар отгружается из этого места (хотя это не всегда так). Для данной точки устанавливается свободная цена производства, которая учитывает транспортные издержки до базисной точки. Причем, может быть несколько базисных точек.
Этот способ эффективен когда:
- доля транспортных издержек по сравнению с общей стоимостью продукции велика,
- у поставщиков и покупателей продукции выбор невелик,
- попытки снизить цену вызовут противодействие конкурентов, так как количество поставщиков невелико.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!