OB

Управление дебиторской задолженностью

Процесс образования дебиторской задолженности обусловлен действием двух факторов:
− объемом выручки, получаемой от реализации товара в кредит;
− продолжительностью промежутка времени между моментом продажи товара и моментом получения платы за него.
Каждая конкретная фирма должна проводить свою кредитную политику, причем политика эта существенно зависит от отраслевой специфики фирмы. Основными элементами кредитной политики является:
− срок предоставления кредита;
− стандарты, принятые для оценки кредитоспособности покупателя;
− методы и подходы, применяемые для сбора платежей с клиентов;
− скидки и льготы, предоставляемые клиентам с целью сокращения периода оборота дебиторской задолженности.
Эффективное управление дебиторской задолженностью предполагает формирование такой политики предоставления кредита покупателям, при которой выгоды от этого превосходят убытки.
Последствия предоставления покупателю кредита.

Успех кредитной политики фирмы во многом зависит от следующих факторов:
− потенциальных возможностей увеличения прибыли при расширении торговли в кредит;
− совершенства правового обеспечения торговых операций;
− используемых кредитных инструментов (открытый счет, различные виды векселей, условный договор купли-продажи и т.д.).
Управление дебиторской задолженностью включает следующие основные задачи:
1. Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.
2. Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.
3. Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям.
4. Определение приёмов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадёжных долгов.
5. Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
6. Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов.
Существует много методов контроля и анализа дебиторской задолженности. Необходимо помнить, что контроль и анализ – два неразрывно связанные элемента функции управления и должны действовать совместно.
Все рассматриваемые ниже методы удобно иллюстрировать примерами:
1. Контроль оборачиваемости дебиторской задолженности. Очевидно, надо стремиться к тому,
чтобы период оборота дебиторской задолженности сокращался.
2. Контроль по методу “стареющего графика платежей”. Надо сравнить данные о дебиторской задолженности в 1-ом и 2-ом квартале, приведённые в таблице. Совершенно очевидно, что чем больше “возраст” долга, тем меньше шансов его получить. Поэтому ситуация с дебиторской задолженностью в первом квартале лучше, чем во втором. То, что общая сумма дебиторской задолженности в первом квартале больше, чем во втором, может являться следствием, например, сезонной неравномерности объёма продаж.
3. Контроль по методу “пропорционального баланса”. Здесь размер неоплаченного долга увязывается с объемом продаж в соответствующем месяце. Анализируя результаты уплаты долга за два квартала, приходим к выводу, что поведение должников не изменилось. Следовательно, причин для беспокойства нет.
4. Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения. Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет сделать сравнительную оценку политики кредита в разные периоды и оценить ее эффективность. Он даёт возможность оценить сомнительные долги и спрогнозировать поступление средств от должников.
5. Метод, основанный на составлении реестра старения счетов дебиторов, можно рассматривать как заключительный этап анализа.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!