Вербальные и невербальные средства общения

Общение между людьми осуществляется по двум основным каналам:
1. Речевой (вербальные средства общения): язык (являющийся средством общения и орудием мысли) и речь (процесс общения по средствам языка). Речь как средство общения одновременно является и источником информации и способом воздействия на поведение собеседника.
2. Неречевой (невербальные средства общения): физиономическая маска (мимика), одежда, манеры, подарки, такесика (чувствительность прикосновения), проксемика (дистанция между общающимися).
Функции речи:
1. Обозначающая (вещь, качество, действие, отношение).
2. Лексическая (отражает смысловые связи слова с другими словами).
3. Регулирующая (инструкции и саморегуляция).
4. Коммуникативная (общение и передача опыта).
5. Понятийная (абстрагируем, обобщаем и анализируем).
В структуру вербальных средств общения входят:
1. Значение и смысл слов и фраз. Очень важны точность употребления слова, его выразительность и доступность; правильность построения фразы и ее доходчивость; правильность произношения звуков, слов и интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, высота и тональность голоса, ритм, тембр, дикция речи.
3. Выразительное качество голоса: специфические звуки общения (смех, хмыкание, плач) и разделительные звуки общения (паузы, «как бы», «значит»).
Исследования показали, что при ежедневной коммуникации слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, молчание – 2%, а невербальные средства общения – 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика – внешнее проявление человеческих чувств и эмоций: мимика (лицо) и пантомимика (тело).
2. Токесика – прикосновения в ситуации общения.
3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.
Зоны общения:
1. Интимная (15 – 45 см) – допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Доверительность. Прикосновения. Нарушение зоны приводит к учащению сердцебиения, выработке адреналина, поэтому преждевременное вторжение в эту зону воспринимается как покушение на неприкосновенность.
2. Личная персональная (45 – 120 см) – предназначена для беседы с друзьями и коллегами. Общение происходит только при визуальном зрительном контакте.
3. Социальная (120 – 400 см) – соблюдается во время официальных встреч в кабинетах собеседников, которых не очень хорошо знают.
4. Публичная (более 400 см) – при общении с большой группой людей в аудиториях или на открытом пространстве.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!