Виды коммуникационного взаимодействия сотрудников в организации

Основой процесса управления является взаимодействие между элементами управленческой структуры, осуществляемое с помощью коммуникационных каналов. По содержанию такое взаимодействие может быть:
1. Информационное – субъекты обмениваются сведениями, необходимыми для принятия управленческих решений. Эти сведения бывают:
- официальные – закрепленные юридически;
- неофициальные – не обладающие правовым статусом, но помогающие ориентироваться в конкретной ситуации.
2. Административное – вышестоящие уровни управления передают нижестоящим управленческие полномочия и ответственность; распоряжения, инструкции и рекомендации. А получают от них отчеты для осуществления процесса контроля.
По своему назначению административное взаимодействие бывает двух видов:
- координационное – обеспечивается добровольное согласование интересов отдельных звеньев и поддерживается единство их действий через комитеты, специальные группы и стратегические центры;
- интеграционное – происходит объединение элементов управленческой структуры в единое целое и их подчинение руководящему центру организации через управление совета директоров или штаб-квартиры.
3. Техническое – реализуется в процессе участия субъектов в практической деятельности (подготовка и проведение совещаний, обмен опытом, ведение делопроизводства: сбор, оформление, хранение и выдача документов).
Коммуникационная структура управления – совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления.
По масштабам коммуникационная структура управления бывает:
- глобальная – охватывает организацию в целом;
- локальная – относится только к одной части.
Если взаимодействие осуществляется только через одно центральное звено, то структура централизованная, а само это звено выступает в качестве посредника, источника и контролера информации.
Коммуникационная структура может быть полицентрической, то есть иметь несколько равных субъектов, осуществляющих концентрацию и перераспределение информации.
Коммуникационная структура может быть децентрализованной – часть информации, второстепенной по содержанию, минует центральное звено управления.
Коммуникационные каналы различают по следующим характеристикам:
1. Технические возможности – обычно это пропускная способность, то есть объем информации, проходящей за единицу времени, скорость ее движения и возможные потери.
2. Направленность коммуникаций:
- односторонняя – управленческая информации проходит только в одном направлении (приказы);
- двусторонняя – появляется при общении, в процессе которого имеет действие обратная связь, то есть получатель информации может доводить свою реакцию до сведения отправителя;
- вертикальная – коммуникации связывают элементы управленческой системы, принадлежащие к различным уровням управления. По таким коммуникационным каналам сверху вниз передают команды по инструкции, а в обратном направлении получают ответы, советы и рекомендации. В крупных организациях при переходе от одного уровня к другому теряется около 30% информации, при продвижении по всей цепочке до 80% сверху вниз, а снизу вверх до 90% информации. Сверху вниз осуществляется постановка задач (что, кто, когда должен сделать) и инструктирование (как, каким образом , кто конкретно это будет делать). Снизу вверх передаются доложения об исполнении, о результатах проверок, о личном мнении сотрудника;
- горизонтальная – связывает элементы организации, находящиеся на одном уровне управления (потери не более 10% информации). По-горизонтали осуществляется обмен мнениями, координация действий, планирование и сообщение об исполнении;
- диагональная – связаны элементы не только разного уровня, но и разных частей системы управления. Такая направленность предназначена в основном для информации и технологического взаимодействия между комитетами, комиссиями и специальными группами.
Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными – связывать между собой должности и подразделения, и неформальными – связывать частных лиц. По формальным каналам передается только официальная информациям, а по неформальным – все виды информации.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!