OB

Взаимоотношения исследователя и клиента

В случае обращения службы маркетинга в специализированные фирмы по оказанию маркетинговых услуг или организации последних для клиентов возникают правовые взаимоотношения между исследователем и клиентом. Безусловно, основой в таких взаимоотношениях является заключение договора.
Обычно сам договор имеет стандартную форму. Но к нему обязательно должно составляться приложение, в котором оговаривались бы все вопросы, связанные с проведением конкретных маркетинговых исследований. Одним из стандартных названий такого приложения является «Задание на проведение маркетинговых исследований». В этом документе указываются:
1. Наименование работы (заказа)
2. Общие положения
2.1. Основание для выполнения работ
2.2. Основные термины и определения
3. Цель и назначение заказа
4. Содержание работы (решаемые задачи)
5. Основные требования
6. Ожидаемые конечные результаты
7. Область применения
8. Право собственности на результаты исследования
9. Содержание этапов и сроки выполнения заказа
10. Информационное обеспечение
11. Стоимость услуг и порядок оплаты
12. Заказчик, исполнитель, соисполнители
13. Дополнительные условия.
В разделе «Основные требования» могут быть отражены:
• требование выполнения маркетинговых исследований в соответствии с правилами Международного кодекса маркетинговых исследований;
• требование согласования программы проведения маркетинговых исследований с заказчиком;
• договоренности по вопросам конфиденциальности той или иной информации;
• требование об информировании клиента о существовании смежных проблем, возникающих при выполнении исследований;
• требования к содержанию (структуре) отчета; причем лучше привести саму структуру отчета в документе, а не ограничиваться общей фразой об обязательности согласования содержания отчета с заказчиком; структура отчета может соответствовать основным требованиям, предъявляемым к отчету о маркетинговых исследованиях, или может быть специально разработана по согласованию сторон;
• договоренности в отношении формы предоставления различных материалов исследования – от полевых документов до отчета об исследовании; так, клиент имеет право получить от исследователя копии заполненных анкет или других записей при условии оплаты клиентом разумных затрат исследователя, связанных с подготовкой дополнительных копий; оговариваются вид предоставления данных – электронный и (или) бумажный носитель, количество экземпляров, а также формат предоставления текста, таблиц, графиков в электронном виде;
• требования к оформлению отчета; обычно принимается ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
В разделе «Право собственности на результаты исследования» могут быть отражены следующие положения:
• результаты исследования и данные, содержащиеся в проекте маркетингового исследования, являются собственностью клиента;
• результаты исследования и данные могут быть раскрыты исследователем третьей стороне только при наличии предварительного письменного согласия клиента;
• технические способы и методы исследования (включая программный продукт) не становятся собственностью клиента;
• все записи, подготовленные исследователем, кроме самого отчета, остаются собственностью исследователя, который имеет право уничтожить их через два года после окончания исследования без оповещения;
• порядок последующей публикации результатов исследования;
• договоренности о праве на исключительное использование клиентом материалов исследования полностью или частично.
В разделе «Содержание этапов и сроки выполнения заказа» могут быть отражены количество этапов, содержание каждого из них и плановые сроки. В случае поэтапной сдачи и оплаты работ, возможно указание плановой длительности выполнения каждого из этапов. Одним из пунктов этого раздела оговаривается возможность уточнения и дополнения содержания и сроков работ согласованию сторон.
Во многих случаях исследователю требуется предоставление или помощь в получении определенной информации со стороны клиента. В раздел «Информационное обеспечение» включаются договоренности о типе информации, виде содействия в ее получении со стороны клиента, а также возникающих ограничения в ходе исследования при невыполнении достигнутых договоренностей.
Все остальные разделы составляются на основе стандартных подходов к такого рода документам.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!