OB

Законы восприятия

Законы восприятия:
1. Закон “Фигуры и фона”: один объект ярко выделен на фоне других. Человек всегда выделяет, “выхватывает” из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. Этот закон мы должны использовать, если мы хотим привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, вобблеров, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание.
“Выделение фигуры” может быть достигнуто за счет:
А) количества. Например: линейка бренда “длиннее” или общее количество выставленного товара больше, чем у конкурентов; палетная выкладка.
Б) ярких цветов. Некоторые цвета распознаются человеком быстрее, например: красный, желтый, оранжевый, блестящие или люминесцентные краски. Товар с упаковкой яркого цвета, соответственно, имеет больше шансов стать “фигурой”.
В) нестандартной упаковки. В данном случае срабатывает “эффект новизны”: человек всегда склонен быстро находить все новое и необычное в своем окружении, поэтому нестандартная, оригинальная по форме упаковка будет быстро замечена покупателем.
Г) подсветки. Очень просто: то, что хорошо освещено, лучше видно. Используется часто при торговле товарами, которые покупатель должен внимательно рассмотреть, прежде чем купит, например, часы, ювелирные изделия, одежда.
Д) POS-материалов. Грамотно размещенные POS-материалы призваны, во-первых, привлечь внимание покупателя к определенному товару, во-вторых, отделить его от других похожих товаров.
Е) создания эмоционального образа. Это соединение мерчендайзинга и дизайна. Примером является принцип “total look” в представлении одежды - создание законченного образа из сочетающихся элементов. Особенно актуально для товаров, при выборе которых важную роль играет эмоциональный фактор. Также, например, размещенная рядом с сыром бутылка вина, подходящая к данному сорту сыра, усилит его эмоциональное восприятие и скорее привлечет к нему внимание.
2. Закон “Мертвой зоны”. Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части.
Соответственно, нижние полки, как наименее осматриваемые, должны занимать: редко покупаемые позиции, крупные упаковки (например, стирального порошка), товар целенаправленного спроса (бочонки пива), товарный запас. Левый нижний угол при этом является самым неудачным - там взгляд человека останавливается реже всего. При этом следует помнить, что нижние полки секций в магазинах без самообслуживания вообще не видны, а в супермаркетах на них приходится лишь 5% от продаж всей точки продажи.
3. “Закон переключения внимания”. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. На практике это означает, что нельзя располагать однотипный товар в длинную строгую линеечку безо всяких зрительных акцентов, так как покупатель, который не планировал покупку такого товара, просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого.
Часто эта ситуация случается с консервированными огурцами и помидорами: размер банки одинаковый, цветность этикетки разных марок настолько близка, что взгляд перемещается не от одной марки помидоров к другой, а от помидоров к огурцам, не оставляя шансов для незапланированных покупок. В таких случаях “переключение внимания” может быть обеспечено POS-материалами: вертикальные разграничители, шины с названием торговой марки т.п.
4. “Закон группировки”. Этот закон отражает и особенности восприятия человека, и особенности его мышления: человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть разложены “по полочкам”, причем группировка должна быть понятной и логичной. Вывод для мерчендайзинга прост - товар должен располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. В идеале товар должен объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки, по цене. Зачастую продавец раздражается на покупателя, который “не видит” товар, забывая, что продавец-то отлично знает свой товар, и все виды его группировки в отличие от покупателя.
Главной задачей становится выложить товар таким образом, чтобы не знающий товара покупатель мог легко в нем сориентироваться. Логика расположения по группам должна быть четкой, ясной, просто “железной” - чтобы человек с первого взгляда “схватывал” ее, понимал, где искать нужный товар. Мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно расположить подальше.
5. “Закон 7 ± 2″. Объем восприятия человека ограничен - он может в один момент времени “ухватить” и запомнить лишь 7 ± 2 предметов. В реальной же ситуации в магазине это число уменьшается до 3-5, поскольку покупатель выполняет несколько действий одновременно. Это важно при размещении некоторых видов POS-материалов - таблички с указанием названия товара, спец. ценники с указанием скидки, вобблеры. Их количество в одном ряду, на одной витрине в идеале не должно превышать 7, иначе покупатель перестает обращать на них внимание и они превращаются в “фон”.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся ;)
Спасибо!